Страница 227 из 253
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 24 ноя 2023, 15:13
Катя Мур
В ГМИИ им. А.С. Пушкина выставка «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев».
Масштабный проект, организованный ГМИИ и Эрмитажем. Показывают более 50 работ великих испанских художников 16-19 веков.
Вообщем, понравилось, но не без недочетов.
Недочёт первый. Весь Белый зал заняли ряды стульев
Понимаю, что готовятся к концертам, но восприятие смазали.
Задумка была волшебная - Белый зал должен был напомнить базилику, с алтарной картиной Мурильо в центре!
Приглушённый свет, пурпурные стены, за рядами колонн — картины на библейские сюжеты и полотна с образами святых.
В центре воображаемый алтарь с окружённой ангелами Девой Марией, героиней «Непорочного зачатия» кисти Бартоломе Эстебана Мурильо. Этого художника называют последним большим мастером золотого века испанского искусства.
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 24 ноя 2023, 15:21
Катя Мур
Религиозную тематику в Белом зале поддерживают большинство работ.
Мне показалось, что экспозиция формирует образ Испании - католической, сдержанной, временами мрачной и бедной, но преданной традициям и хранящей веру в идеал.
За исключением одной работы Эль Греко, в зале представлены творения знаменитой тройки Золотого века испанской живописи: Рибейра, Сурбаран, Мурильо.
Первые два для меня через чур религиозны, но однозначно прекрасные, а вот последний - любимый.
«Бегство в Египет», «Распятие», «Благовещение», «Христос и Иоанн Креститель в детстве» — большинство произведений Мурильо посвящены религиозным сценам. Но есть у художника картины и бытового жанра. Например, на выставке «Мальчик с собакой» встретился с «Девочкой-продавщицей фруктов» — эти работы Мурильо написал примерно в одно и то же время, и они считаются парными, так как похожи по стилю и композиции. Однако в начале прошлого века их разъединили: произведения из собрания Эрмитажа передавали в коллекции других музеев, и «Девочка» переехала в Пушкинский.
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 24 ноя 2023, 15:29
Катя Мур
Двигаясь в продолжении выставки по колоннаде второго этажа здания музея, почувствуешь себя как в анфиладе какого-нибудь дворца — с портретов на стенах на тебя смотрят аристократы и монархи.
Среди наиболее заметных работ — «Портрет графа-герцога де Оливареса» Веласкеса и «Портрет инфанта Карлоса II в детстве» Барнуэво.
Причём, представлены « два Оливареса», один оригинал, второй - подражание.
Тот случай, когда одна работа близка к фотопортрету, а вторая - чистая психология ( весь день и особенно вечер чувствовала на себе этот взгляд
).
Фото не передаёт разницу, глаза в глаза восприятие другое.
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 24 ноя 2023, 15:33
Катя Мур
«Лицом» выставки стал очаровательный белокурый мальчик в роскошном кафтане.
Это инфант Карлос II, будущий король Карл II, последний Габсбург на испанском троне.
Он брат инфанты Маргариты, героини «Менин» Веласкеса (тогда Карлос еще не родился и Маргарита была наследницей престола).
Инфанте 5 лет, Карлосу на этом портрете (Эрмитаж) не больше девяти.
Себастьян Эррера Барнуэво занял пост придворного художника, создавая милашку Карлоса.
Придворный художник приукрасил инфанта.
Карлос до четырех лет не мог говорить, а до десяти – ходить.
Самые лестные его изображения (кроме этого) - свидетельства вырождения династии.
Неудивительно: обычный человек в пятом поколении имеет 32 предка, а у Карла II, жертвы близкородственных браков, их было всего 10.
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 24 ноя 2023, 15:35
Катя Мур
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 24 ноя 2023, 15:42
Катя Мур
На фасаде Пушкинского «Испанскую коллекцию» представляют инфант и воин с маршальским жезлом и шпагой. Облако перьев на шляпе и алый плащ - отдельная красота.
Воин - Фернандо III кисти Сурбарана.
Этот король Кастилии (с 1217) и Леона (с 1230) объединил две провинции (с тех пор на гербе Испании замок -Кастилия и лев-Леон).
Он герой Реконкисты - отвоевал у мавров Севилью у в 1248 (а также Кордову).
Сразу и не заметишь на портрете тонкий нимб - в 1671 король был причислен к лику святых.
Картина Сурбарана называна «Сан Фернандо» - но написана в 1630-34
Пока не поняла как такое могло получиться
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 24 ноя 2023, 15:45
Катя Мур
В художественной и интеллектуальной среде Испании на рубеже 19 и 20 веков сосуществовали два способа отношения к действительности, и именно искусство, философия и литература делили страну на «Черную» и «Белую».
Живопись «Черной Испании» представлена на выставке картиной Игнасио Сулоага «Испанки в ложе», а солнечная и приятная для глаза работа импрессиониста Хоакина Сорольи «Приготовление изюма» является демонстрацией направления «Белая Испания».
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 24 ноя 2023, 15:50
Катя Мур
Последний зал выставки представляет нам — в полумраке, между скульптур, мерцающие голубым блеском две картины: «Святой Иоанн Креститель» (1610 -е) Эль Греко и «Старый еврей с мальчиком» (1903) Пабло Пикассо.
Недостаток второй. Очень мрачно, совсем мало света в этом зале, невозможно прочитать надписи на стенах.
Между картинами — несколько столетий, практически весь классический период испанской живописи.
В то же время работы перекликаются между собой: похожи позы провидца и нищего, в глазах обоих читается смирение перед своей участью.
Ослепший нищий старик с лицом пророка и закутанный в покрывало мальчик с тем же смирением принимают свою участь, как и Иоанн Креститель.
Объединение этих двух картин из разных веков символически «закольцовывает» выставку.
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 24 ноя 2023, 16:04
Катя Мур
Бесспорно, основная глава испанской коллекции в России связана с Эрмитажем, сегодня она насчитывает более 150 работ и является самой крупной за пределами Испании.
Собрание начало формироваться с единичных поступлений в составе приобретённых Екатериной II коллекций Иоганна Эрнста Гоцковского, графа Генриха Брюля, лорда Уолпола. Затем в начале XIX века Александр I приобрёл 84 испанские картины у антиквара Уильяма Кузвельта.
Испанская коллекция Пушкинского музея формировалась фрагментарно и на 150 лет позже – с момента создания в 1924 году Картинной галереи.
В 1920–1930-х годах поступали произведения из Румянцевского музея, из дворца графов Шуваловых в Санкт-Петербурге, а также из других национализированных частных собраний.
Коллекция картин испанских художников 19 века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина на выставке показана в полном составе.
Недостаток третий.
Ожидала, что Эрмитаж поделится бОльшим количеством работ, но не случилось, зажмотились
Могли бы хоть второго Веласкеса дать
Да и Мурильо мало…
Не хватило мне наполнения.
Недостаток четвёртый, а может и достоинство.
Жутко захотелось в Прадо…
Выставка достойная, к посещению обязательна!
Сначала прошлась часа полтора самостоятельно, потом два часа с экскурсией. Достаточно времени получилось.
Народу много, очень. Проблема с гардеробом, мест катастрофически не хватало, хотя музей пытается решить эту проблему, организовывая дополнительные стихийные места для раздевания.
Бесили хитрые дамы, не входящие в экскурсионную группу, постоянно пытавшиеся занять козырное место около картины или гида
Хороший и относительно недорогой каталог.
Обещают подобную выставку в Эрмитаже. Интересно.
Если осуществится, надо бы съездить.
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 24 ноя 2023, 19:22
Praskovya
Катя Мур писал(а): ➡
картиной Игнасио Сулоага «Испанки в ложе»
Классная картина, живая.
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 24 ноя 2023, 20:30
viktorina
Катя Мур! Спасибо. Как всегда, прекрасный обзор. Была на предпоказе. Мне, как раз, показалось, что застройка выставки неудачная. Этот тренд последнего времени мне вообще не очень нравиться. Ну а испанцы, конечно, всегда интересны и встреча с ними в любой локации - праздник!
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 25 ноя 2023, 03:23
Катя Мур
viktorina писал(а): ➡что застройка выставки неудачная.
Что не понравилось?
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 25 ноя 2023, 04:30
TatianaIv
Катя Мур, Катя, а на пермскую выставку не ходила?
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 25 ноя 2023, 05:21
Катя Мур
TatianaIv, пока нет, она до 24 февраля, думаю, успею.
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 25 ноя 2023, 05:52
TatianaIv
Мы хотим и её и Рериха зараз, но вот думаю не ту мач ли
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 25 ноя 2023, 06:48
Катя Мур
Между выставками посидите в кафе, передохните.
Я раньше по две выставки смогла переваривать, идеально одну с экскурсией, большую, значимую, вторую камерную.
Сейчас поняла, что значимую точно мешать не нужно.
После испанцев вообще тяжело, хочется смотреть только западно-европейское и такое же статусное по именам
Наверное, нужен перерыв…, но на следующей неделе Щусев в МУАРе
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 25 ноя 2023, 07:01
Bloomington
TatianaIv писал(а): ➡
Мы хотим и её и Рериха зараз, но вот думаю не ту мач ли
Нормально.
Боги — очень компактная выставка. А авангард там по сравнению с основной коллекцией Третьяковки слабоват.
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 25 ноя 2023, 07:31
Bloomington
Катя Мур, спасибо, красиво написали.
А кто у вас гидом был?
Стулья и фортепьяно в белом зале, вы правы, мешают, но их не было сначала, а этот четверг уже да, стояли.
Можно сходить ещё раз после окончания Декабрьских вечеров и сравнить впечатления.
Но картина Мурильо вызывает столько вопросов, с ней связанных, что на фортепиано можно не обращать внимания)
Мне в целом все понравилось, ну отдельная развеска не очень. В частности, как повесили Эль Греко рядом с Пикассо. Коль скоро для них выделили такое большое пространство, могли бы какой-то диалог между ними устроить.
Света мне хватало, и народа не очень много было, хотя оба раза была около 5 вечера.
Второй раз мне даже больше понравилось, вспомнила все свои визиты в Прадо и особенно в Толедо, где много Эль Греко.
А то, что выставка лаконична — да, тоже так показалось. Но в Галерее 19-20 века ещё одна выставка Россия Испания, если совместить, как раз будет хорошо)
Тоже интересно было обращать внимание на то, как та или иная картина попала в музеи.
В основном, из частных коллекций тех же Морозовых, Щукиных, Остроухова... ну и другие варианты тоже, конечно...
И вопросы возникают разные на фоне сегодняшних событий. Я бы, к примеру Сикстинской мадонной с удовольствием любовалась бы в Пушкинском))
Вообще, конечно, молодцы Пушкинский! И образовательная программа хорошая к выставке в итальянском дворике и в музее частных коллекций. Рекомендую!
Имхо, даже интереснее, чем просто экскурсия с гидом.
Услышав, кстати, нашего гида с абонементных экскурсий на выставке, ощутила огромную разницу в подаче материала, даже в манере вести экскурсию: на абонементе — поэзия)), на выставке — краткий торопливый конспект.
Все не в пользу сборной экскурсии... включая толпы народа.
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 25 ноя 2023, 07:45
Lvita1
Вопрос к гиду про нимб на подкорку записала
. Картины воспоминания о Черной мадонне всколыхнули, ну и вообще навеяли
.
Появилась регистрация на декабрь на бесплатные экс в Третьяковке на Рахманинова.
Я по несколько выставок спокойно перевариваю, переключаюсь быстро, а муж не более двух, и то с бурчанием. Толпы за гранью, мы на Андрияки в РАХ попали на окончание его встречи с народом. Лом был везде, от билетов до вешалок. А уж как от приливов масс за маэстро уворачивались
...
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Добавлено: 25 ноя 2023, 08:21
TatianaIv
Вот интересно, 30 декабря будет много народу или все будут торговлю проверять?