А давайте, расскажу версию, как я вижу загадочную историю острова Пасхи, своими словами?
Справочно:
МОАИ – исполинские статуи в виде людей, установленные на
АХУ – платформы из гигантских, ровно вырезанных и подогнанных каменных блоков.
…Дело случилось в Микронезии, на одном из островов, где у вождя племени было девять сыновей. По традиции отцовский трон доставался старшему сыну по наследству, а младшим, если у них имелись амбиции к лидерству, приходилось отправляться в море на поиски своего острова.
Так и тут произошло: два старших брата не смогли поделить власть (хотя есть версии, что и женщина была замешана как причина распрей) и более молодому Хота Матуа пришлось снаряжаться в поход.
Были построены катамараны (путем связывания двух длинных каное, что делало лодки непотопляемыми), погружены куры, свиньи, собаки, плоды и семена растений, утварь, и в примерном количестве 120 человек новое племя под предводительством дерзкого Хотя Матуа отправилось в путь под звездами.
Трудно сказать, как долго они скитались по океану, пока случайно не вышли на крохотный остров. Берег выглядел неприветливо, и вождь отправил семерых братьев (которые вместе с ним покинули отцовскую землю) на разведку. Те на небольших каное подплыли ближе, обошли вокруг и обнаружили лишь единственное место, где можно высадиться на берег – небольшая бухта с песчаной полоской земли. Сейчас этот пляж известен под названием Анакена и там установлены 7 статуй моаи, которые почему-то называют «Семь королей» в честь этих легендарных разведчиков.
Братья развели костер и заснули, оставив двоих в дозоре. Один из них отошел ненадолго и вернулся обратно с ожерельем из жемчуга в руках.
- Откуда у тебя это? – спросил дежуривший у огня брат.
- Бусы висели на шее у моаи, я их забрал, он был не против, - ответил второй.
Несмотря на то, что остров оказался крайне скуден и неплодороден, Хота Матуа решил размещаться здесь, другого варианта не было. Остров был назван Рапа-Нуи.
Как вы заметили из старинной легенды, когда первые поселенцы прибыли на остров, огромные статуи моаи уже тут были.
Известно, что истуканы (всего на крохотном острове, имеющем форму треугольника с размерами сторон 16, 18 и 24 км, насчитывается 887 гигантских статуй) условно делятся на два вида: большие качественные и маленькие, сделанные на порядок хуже. Первые имеют потрясающие воображение размеры (до 23 метров в высоту), стильные лица с насупленными бровями, вытянутыми ушами, плотно сжатыми губами. Мастера, высекавшие эти памятники, уделили внимание формам, очертив детали - ноздри, пальцы рук, в которых один моаи даже держит парусник.
Вторая же группа отличается куда меньшими размерами (3-5 метров) и худшим качеством. Лица истуканов небрежно высечены, имеют вялые формы или вовсе бесформенны, порой не различить, где нос, а где уши. Антропометрические признаки расы, изображенных в памятниках, так же различны, совершенно очевидно, что лепились с разных моделей.
Академическая наука полагает, что некачественные моаи были сделаны в первый период, как пробные экземпляры, причем, авторство приписывается племени и наследникам Хота Матуа. Приплыли на лодках на изолированный от остального мира огромным расстоянием остров и все дружно помешались – ни с того, ни с чего все разом принялись высекать из камня невиданных доселе гигантских истуканов. Стоит учесть также, что металла у туземцев не было.
Далее, с развитием мастерства и навыков, скульптурное качество повысилось, племя охватила гигантомания и в рвении соревнования между кланами, кто больше, стали создавать огромные стильные моаи, которые к тому же хорошо сохранились, в отличие от первых, как более молодые.
Потом, написано в справочниках, пыл соревнующихся кланов в сумасшедшей гонке по высеканию многотонных монументов привел к тому, что на, и без того, скудном острове не осталось еды. Все деревья были вырублены, птицы и крысы съедены, для ловли рыбы не осталось ни бревнышка, из чего строить лодки, остров Рапа-Нуи стал единственным в мире местом, где кроликов употребили в пищу быстрее, чем они успели расплодиться.
Людей, сил и здоровья которых едва хватало на поиски и добывание пищи для поддержания жизни, подозревают в необычайном героизме и фантастических способностях по раскрою горы Рано Рараку (каменоломни) голыми руками на гигантские статуи, которых они к тому же поднимали невероятным образом и без помощи транспорта, слонов и других подсобных средств, развозили по всему побережью и воздвигали на платформы. Тем временем, начался голод, мор и случаи людоедства.
В итоге, поднялось восстание подневольных скульпторов (короткоухие) против угнетаемого класса (длинноухие), в результате которого в каменоломне были оставлены недоделанные моаи, мастера в один час бросили зубила и кинулись убивать заказчиков строительства (остался лишь один длинноухий свидетель бунта), но кроме того, сил и куража у изможденных голодом и нечеловеческой работой людей хватило и на свержение всех многотонных истуканов – моаи были повалены с постаментов (аху), как символы насилия и тирании.
Весь этот период внезапного помешательства, от прибытия племени Хота Матуа численностью 120 человек, до вытачивания и водружения с последующим свержением с пьедесталов гигантских моаи, продлился всего триста лет.
Я не могу поверить, что горстка людей, чьи помыслы и усилия должны были быть направлены на сохранение жизнедеятельности в суровых условиях, вдруг придумали себе нечеловеческое занятие, идущее вразрез с основной целью племени, – высекание каменных идолов, аналогов и примеров которых никто никогда прежде не знал и не видел.
Примечательно еще, что после трехсотлетнего общего безумия, когда был убит предпоследний длинноухий, люди внезапно опомнились и вернулись из загадочной мистической истории в русло традиционных полинезийских ритуалов и культов. Так же, как принято на родине Хота Матуа, возродился культ человека-птицы, восстановились привычные народу занятия и обряды.
Внимание! В период строительства аху и моаи неграмотный прежде народ племени Хота Матуа изобрел письменность, и в наследство с того периода до нас дошло 27 табличек с текстами, называемые ронго-ронго (одну из них мы увидим в музее Себастьяна Энглерта), которые разгадать не может никто до сих пор. После свержения статуй и возврата к полинезийским традициям неизвестно откуда вдруг появившаяся письменность была так же внезапно утрачена.
Все это не укладывается в логику, поэтому я не верю справочным материалам. Моя версия такая: люди Хота Матуа прибыли на остров, на котором увидели гигантских каменных идолов (старая рапануйская баллада про семеро разведчиков и жемчужные бусы косвенно подтверждает это). Статуи были огромные, стильные и качественные. Большинство из них находились в каменоломне Раку-Рараку. Кроме загадочных истуканов по побережью были выстроены аху – ряды параллельных стен из идеально подогнанных друг другу многотонных каменных блоков.
Кто их создал, неизвестно.
Туземцы, прибывшие на остров, решили, что это боги и есть необходимость делать копии таких статуй. Их «поделки» были куда менее грандиозные по размерам и значительно худшего качества. Именно рапануйцам пришла в голову неудачная идея устанавливать моаи на аху – статуи оказались крайне неустойчивыми из-за высоко расположенного центра тяжести, а два ряда стен с зыбкой начинкой из гальки и песка внутри (аху) не годились в качестве достойной платформы. Водружать большие шапки (или парики) из красного камня (пукао) на головы идолов тоже начали туземцы – эта идея еще больше влияла на неустойчивость монумента.
В связи с этим, более вероятным мне кажется, что свержение моаи явилось результатом не бунта короткоухих и их классовая ненависть к поработителям, а землетрясения и цунами, которые случаются в здешних местах не редко.
Про аху я расскажу завтра более подробнее. Попробуйте угадать, какие моаи по моей теории «оригинальные», а какие «подделки»?