Alisia,
рада, что Вы присоединились к пока маленькой компании любителей классической литературы.
Если позволите, то вначале о Л.Толстом
Толстой-мастер , как ни странно, не слова, а образов. Они у него потрясающие, причём образы именно женские прекрасны ровно до тех пор, пока Толстой не начинает их "ломать" , загонять, в рамки его теорий о том, как "должна" в его представлении, жить и поступать женщина. Образы же, созданные рукой гения, "не подчиняются" и порой, именно когда их автор загоняет в рамки своих теорий, взывают недоумение.
Примеров тут много:пленительная Наташа, чудесная, такая живая, страстная, порывистая, которая своей энергией, жаждой жизни, любви..неожиданно для читателя превращается в "самку"-располневшую, забросившую пение, танцы, с мокрой пелёнкой в руке, слушающая, и...вот ещё-не понимающая, что ей говорит муж, но сочувствующая ему. Что ? Кто это? Наташа? Да нет, же,-это не она, это представление Толстого, его тогдашняя мечта,какой должна стать женщина после замужества, её роль в браке. То же повторяется в образе Китти:пленительная девушка и... счастливая, но неожиданно истерично-сварливая жена, от "счастья"жизни с которой Левин думает о самоубийстве. Что это? А это-противоречия Гения.
Кто разделил в жизни взгляды Толстого на женское предназначение? Прежде всего, человек беззаветно любящий его всю жизнь-Сонечка Берс, его жена. Она, именно она, "ломала себя"/а она была образованным человеком, ну в рамках, конечно, женского образования 40-50-х годов 19-го века/, но она, оставив все свои увлечения,все свои помыслы, становится живым воплощением идеи Толстого о женщине и семье. Что случилось далее, после 7-ми лет такого "счастья"? Все знают. Разочарование Толстого, её трагедия, продолжение семейной жизни, рождение детей и.... крах.
Как можно разделить вообще взгляды Толстого на женщину? Он любил то, что предшествовало браку:пленительную Наташу/образ сестры Сони, Тани Кузминской/, робкую Китти/ Соня до замужества/, Анну Каренину, до её "падения"/Гартунг/, а после в этой, такой тяжёлой любви,-/ Пирогова, экономка соседа Толстого по имению, бросившаяся под поезд/.
И тут противоречия:не могла бы именно та женщина, Анна в начале романа, стать той, которой стала в конце. Не стыковка вновь. Толстой "наказывает" её за любовь, ему "неприятно" то, что поначалу так понятно читателю-страстная, всепоглощающая любовь Анны... А вот тут ещё одно из противоречий и диких теорий Толстого: плотская любовь тогда любовь "оправданная", когда итогом её становится рождение детей, а вот если нет этого, то это.... "преступление" и героиню надо "наказать" крахом всего:её любви и крахом жизни.
Л.Толстой, Гений, так и не "понял" женщину. Да, он создал в своём воображении некое представление о любви, но всегда сам с собой "боролся", боясь собственной страстности, считая, что "страсть" легко удовлетворить с крестьянкой, а вот с женщиной своего круга? Вот так, как Китти с Левиным:рожая детей.. но уже тогда видно, что Китти становится не интересна мужу.
Много и долго можно писать, рассуждать о Л.Н. Толстом. Его современники и современницы даже любя его, часто не могли разделить его взгляды, либо разделяя/как его дочери/, делали себя несчастными в жизни.
Но.... Гений Толстого оставил нам Образы, которые живы и сейчас, которые неподвластны суровой "Истине" Толстого, которые заставляют думать, мечтать...
Простите, что так много.
О Голсуорси, позже,если можно.