О судьбе и восьмом боевом походе британской подводной лодки "Стабборн".
HMS Stubborn
"Стабборн", ведомая норвежским кораблем "Нарвик", подходит к причалу порта Гринок - устье реки Клайд, 25 февраля 1944 года.
6 февраля 1944 года из шотландского порта Лервик на острове Мэйнленд, вышла в свой восьмой боевой поход субмарина флота Его Величества "Стабборн". Она относилась к типу "S", имела подводное водоизмещение 990 тонн и несла вооружение, состоявшее из семи торпедных аппаратов, одного 76-мм орудия, а также одной 20-мм автоматической зенитной пушки и трех пулеметов.
Как и все корабли своего типа, лодка отличалась отличной маневренностью, была способна быстро уходить с поверхности моря на глубину и развивала в надводном положении скорость почти в 15 узлов.
Командовал экипажем "Стабборна" молодой лейтенант Артур Энтони Дафф.
"Стабборн" совершила уже семь боевых походов, но так и не смогла торпедировать ни одного неприятельского корабля. Во второй половине 1943-го и начале 1944-го года лейтенант Дафф и его подчиненные трижды пытались атаковать обнаруженные цели, но всякий раз залпы давали промах.
Теперь "Стабборн" шла в хорошо знакомый район Норвежского моря к побережью центральной Норвегии, где ей был назначен сектор патрулирования, лежащий на широте Намсуса.
На шестой день похода, 11 февраля, дежуривший на мостике наблюдатель заметил в семи милях справа по борту вражеский конвой, состоявший из 14 кораблей и прикрывавшийся с воздуха гидросамолетом.
"Стабборн" тут же погрузилась и начала преследование, а спустя час заняла удачную позицию примерно в 2700 метрах от ближайшего корабля, оставшись незамеченной. К этому моменту сразу три германских транспорта располагались относительно "Стабборна" так, что представляли собою хорошую групповую цель, и именно по ним лейтенант Дафф дал залп сразу шестью торпедами. Атака оказалась успешной: одна торпеда поразила пароход "Макки Фальбаумс" тоннажем в 1907 тонн, и тот вскоре затонул. 2047-тонный "Феликс" тоже получил попадание, однако остался на плаву и смог благополучно добраться до ближайшего порта. Третий транспорт, которым был "Камбронн", остался невредим, хотя британцы были уверены, что попали во все три корабля.
Сразу после залпа субмарина ушла на глубину 45 метров, и не напрасно - вражеский эскорт предпринял контратаку, сбросив на неё в общей сложности 34 глубинные бомбы. Впрочем, рвались они достаточно далеко, поскольку патрульные корабли обладали не слишком большими возможностями в плане точного обнаружения подводных целей.
Капитан Энтони Дафф, убедившись, что противник все еще находится поблизости, увел лодку из этого района, не поднимаясь на поверхность.
Германский транспорт "Феликс"
На следующий день "Стабборн" вернулась и снова встретила неприятеля. Это был немецкий конвой в составе трех сухогрузов и двух танкеров, следовавших в сопровождении четырех патрульных кораблей и тральщика М 151.
"Стабборн" заняла хорошую позицию и дала шести-торпедный залп по неприятелю, после чего сразу же спряталась на глубину. Однако ни одна из торпед не достигла цели, а немцы заметили позицию подводной лодки и начали ответную атаку. Первая серия глубинных бомб была сброшена ими на большом удалении и не причинила вреда, но спустя полчаса вражескому экипажу М 151 удалось точно засечь местоположение субмарины и обрушить на нее в общей сложности 36 глубинных бомб, нанесших весьма серьезный урон. Близким разрывом был поврежден правый гребной винт, электромотор пришлось остановить после того, как из двигательного отсека пошел дым, но хуже всего оказалось то, что горизонтальные рули заклинило как раз тогда, когда лодка погружалась. В результате "Стабборн" стал неконтролируемо уходить все ниже, пока не достиг глубины 118 метров, что на 8 метров превышало глубину, на которую была рассчитана конструкция подводного корабля. В сложившейся ситуации Энтони Даффу не оставалось ничего иного, кроме как приказать продуть главный балласт, и после этого погружение прекратилось.
Когда благодаря усилиям экипажа управляемость была более-менее восстановлена, "Стабборн" всплыл на поверхность моря, однако оказалось, что немецкие патрульные корабли по-прежнему находятся неподалеку. Восстановив контакт, они атаковали еще дважды на протяжении следующих двух часов, сбросив с высокой точностью 26 глубинных бомб, а британцы вынуждены были уходить от ударов. При этом лодка поддавалась управлению с большим трудом и в один из моментов "провалилась" на глубину около 150 метров, коснувшись дна. По счастью, это столкновение не стало фатальным и не причинило серьезных повреждений.
Когда немцы прекратили погоню, состояние "Стабборна" было таково, что всплыть на поверхность получилось лишь со второй попытки спустя семь часов после окончания боя. Произведенная оценка повреждений показала, что корпус лодки в нескольких местах деформирован, балластные цистерны протекают, правый двигатель полностью вышел из строя, а левый при работе дает сильную вибрацию. Гребные винты оказались сильно повреждены, зато рулевое управление удалось полностью восстановить. Подводники понимали, что в случае нового неприятельского нападения любой уход на глубину может стать для них роковым, и поэтому решили отбиваться, оставаясь в надводном положении. По счастью, противник больше не показывался.
Артур Энтони Дафф (послевоенное фото)
Вечером 14 февраля Энтони Дафф направил на базу сообщение и запросил помощь. В район, где дрейфовал "Стабборн", вышло четыре эскадренных миноносца и терпящему бедствие экипажу пришлось ждать еще сутки, и наконец, утром 16-го числа на горизонте появились британские эсминцы "Мушкетер" и "Скордж". Вскоре подводная лодка была принята на буксир, и вся группа, к которой 18 февраля присоединились эсминцы "Свифт" и "Метеор" взяла курс на Лервик. Возвращение получилось не из легких: на переходе через Норвежское море буксирный трос дважды обрывался и его приходилось заводить и крепить заново, что всякий раз вызывало большие задержки в движении отряда, и так шедшего в весьма скромном темпе. И все же утром 20 февраля "Стабборн" благополучно прибыл в базу. Там лодка прошла небольшой первичный ремонт, а спустя три дня отправилась на буксире в порт Гринок, где встала на капитальный ремонт.
После окончания ремонта "Стабборн" перешел под командование лейтенанта Альберта Джорджа Дэвиса и был направлен на Тихоокеанские военные действия. Летом 1945 года у берегов Индонезии её экипаж добился нескольких боевых успехов, потопив японский патрульный корабль и парусную шхуну, а также повредив один десантный корабль.
Stubborn был потоплен после войны в 1946 году в качестве цели ASDIC у побережья Мальты. Затонувший корабль находится примерно в 3 морских милях (5,6 км) к северо-востоку от залива Святого Павла и находится в вертикальном положении на глубине 57 метров (187 футов).
Артур Энтони Дафф вскоре после окончания войны оставил службу во флоте и сделал блестящую карьеру в качестве дипломата и разведчика.