«Алтарь Монтефельтро" Пьеро делла Франческа.
Этот художник еще отметиться в моем дальнейшем маршруте, наверное, более основательно, чем в Брере.
Пьеро делла Франческо был натурой весьма разносторонней, писал научные трактаты,
участвовал в общественно-политической и церковной жизни, был городским советником,
возглавлял духовное братство Св. Варфоломея,
и успел поработать при дворах многих сильных мира сего, в частности герцогов Римини и Урбино.
Это образ алтарный, то есть это очень большая картина. Сейчас она находится в музее, но изначально этот образ был создан для алтаря церкви, для алтаря церкви Сан-Бернардино в Урбино, то есть это изначально произведение, которое создавалось для определенной архитектуры и было вписано в эту архитектуру.
Такой иконографический тип часто называется «Святым собеседованием».
Это обычно выглядит так: в центре изображена Дева Мария с младенцем, вокруг обычно бывают разные святые, в зависимости от заказчика, в зависимости от задачи, которая ставится перед художником.
Часто в таких композициях изображают еще и донаторов или, собственно говоря, заказчиков, тех, кто заказывает подобные произведения.
В принципе, здесь мы все это видим: и Деву Марию, и младенца у нее на коленях, и шесть святых, есть еще там архангелы.
Все это помещено в архитектуру той церкви, для которой создается этот алтарный образ.
На переднем плане мы видим коленопреклоненного герцога Урбинского, Федериго да Монтефельтро, который в полном доспехе стоит, преклонив колена, перед Девой Марией и совершает свою молитву.
За обычной сценой Святого Собеседования (Мадонна на троне в окружении святых) скрывается история герцога Федерико да Монтефельтро.
Он на картине стоит на коленях в рыцарских доспехах. Повернут к нам левой стороной, т.к. правая сторона его лица была обезображена ранами.
Герцог в 37 лет женился на 13 летней Баттисте Сфорца. Несмотря на разницу в возрасте брак оказался очень удачным, как говорится, "жили душа в душу".
Омрачало только, что у пары рождались только девочки. После пятой девочки, Баттиста наконец родила наследника... но, увы, умерла вскоре после родов.
Так что тут и радость о наследнике, и скорбь по умершей любимой жене.