SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Личные страницы участников форума, поздравления
Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Время диктует направление развития и стиля жизни ... это вполне логично и обоснованно.
Послевоенное время несло свои веяния.
Я родился уже в счастливое спокойное время, когда страшная война и горе были уже позади, жил в благополучной семье с хорошими и вполне благополучными родителями.
Войнушка, у меня, была только в играх и кино, реально где-то там далече...
Этот и подобные фильмы я увидел уже во взрослом возрасте ... думаю что в школьные годы я бы его не стал смотреть и не понял бы ...
Был я, в тот момент, увлечён совсем не таким...
Но позже когда стал дружить с киножурналистами и ходить на кино фестивали, читать журнал "Искусство кино", я стал понимать и смотреть уже только хорошие фильмы ...
Благо и в Киеве был замечательный кинотеатр, где показывали знаковые фильмы лучших зарубежных режиссёров, были и закрытые показы ... на подобии "Иллюзион"- специализированного архивного кинотеатра Госфильмофонда России в Москве.
Когда-нибудь вернусь к воспоминаниям о ММКФ ...

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Я выписывал и читал это издание около 20 лет...
Последние годы ... нет, но часто возвращаюсь к его прошлым статьям, так как со временем их читать тоже интересно как память или же для оценки справедливости их материала.
www.kommersant.ru

Weekend

19.03.2021
Крах среди ясного неба
Игорь Гулин об "Июльском дожде»" как прощании с оттепелью.

В прокат выходит отреставрированный шедевр Марлена Хуциева «Июльский дождь» 1966 года — светлый и отчаянный фильм о финале оттепели.

В послевоенном советском кино есть ряд больших мастеров — тех, чье величие не надо доказывать ни себе, ни миру: Тарковский, Герман, Климов… Марлен Хуциев входит в этот ряд и чем-то трудноуловимо отличается от остальных его фигурантов. У тех есть легко описываемое место в каноне — та мера, которой измеряется их кино и которой оно меряет зрителя: метафизика у Тарковского, хаос истории у Германа, нестерпимый аффект и пафос у Климова. У фильмов Хуциева будто бы нет такого порога вхождения. Они легко впускают зрителя в себя, обволакивают и очаровывают. Самое важное происходит потом, и об этом потом сложно говорить. Оно требует сосредоточенности и мужества, будто бы несовместимых с воздушной красотой его картин. К "Июльскому дождю»" это относится в первую очередь.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

"Дождь" обычно вспоминают парой с "Заставой Ильича". Сам Хуциев иногда называл их дилогией. Второй фильм и правда похож на первый, так что современники считали, что автор повторяется. Надо приглядеться, чтобы понять, насколько он отличается. Здесь важно многое. Вместо романтика и денди Шпаликова Хуциев взял в соавторы сценария Анатолия Гребнева. Тот был на 15 лет старше, не был бунтарем и новатором. Наоборот, это был вполне нормальный советский драматург, но обладавший особым чувством меланхолии, разъедавшей все его самые правильные сюжеты. Вместо полетов камеры Маргариты Пилихиной по улицам, комнатам и лицам в "Заставе" — в "Дожде" долгие проходы оператора Германа Лаврова. Часто камера застывает, и статичные кадры становятся почти мучительными. В "Дожде" герои больше не читают и не слушают чужие стихи. Только напившийся Женя бормочет в трубку Пастернака: "Легко проснуться и прозреть, словесный сор из сердца вытрясть…" — и ясно, что ни у кого этого не получится.

Несмотря на свой лирический тон, "Застава Ильича" — не идиллия. Это рассказ о сомнении и испытании. В "Июльском дожде" испытание провалено. Крах поколения свершился поразительно быстро. Отсюда — стремительное старение, которое часто отмечают: фильмы сняты почти без перерыва, но в 1964 году героям двадцать, а в 1966-м — сразу тридцать.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Это крах моральный: Володя выбирает карьеру вместо профессиональной честности — соглашается подписать работу именем научного руководителя. Вроде бы пустяк, но включается память о страшном эпизоде "Заставы", когда работающего в НИИ героя начальник подбивает стать сексотом (в прокатной версии, "Мне двадцать лет", этот сюжет был превращен в служебную интригу, но мрачные тона оставались).

Это крах любви — у павшего человека невозможно счастье. Лена уходит от Володи, но вряд ли к невидимому Жене. Тот, кажется, и сам не хочет с ней встречаться, предпочитая ночные разговоры по телефону. Встреча создаст отношения, которые уже невозможно представить чистыми, разрушит их маленькую и нелепую утопию.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Это крах веры, о котором нельзя было сказать открыто. Он — фигура умолчания. "Застава" заполнена знаками коммунистического идеала, воскрешение которого было ставкой оттепели: знаменитый пролог с красноармейцами, смена караула у Мавзолея, страстный монолог про святость песни "Интернационал", "Сентиментальный марш" Окуджавы. Во второй картине дилогии всего этого просто нет, революция исчезает без следа. Это полное отсутствие идеологии заставляло многих видеть в "Июльском дожде" фильм абсолютно европейский, избавленный от пут официоза ради чистой человечности. На деле здесь не освобождение, а утрата.

Поэтому неизбежен и крах дружбы. Дружба героев "Заставы" держалась общей верой. Они шутили циничные шутки, но треп этот был прививкой от пафоса. Теперь он стал просто трепом — пустыми фразами, которые стыдно договаривать до конца. Персонажи проводят время вместе, чтобы не быть одним, им скучно и плохо. Поэтому Лена все время хочет уйти.

Наконец, это крах искренности — главного модуса оттепельного искусства. Она превращается в фальшь. Поэтому невозможно настоящее высказывание. И фильм Хуциева ничего не рассказывает. Грустная история дается даже не намеками, а минутными всполохами сюжета. При первом просмотре ее можно просто не заметить. (Можно сравнить "Июльский дождь" с поздними вещами Шпаликова, разыгрывавшего кризис человека 60-х в историях вполне связных: сначала в собственной "Долгой счастливой жизни", потом — в сценарии к "Ты и я" Шепитько.)

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Именно здесь, как ни странно, объяснение тому, что фильм этот настолько прекрасен. Хуциевский кинематограф скорее поэтический, чем интеллектуальный, слишком въедливый анализ его выглядит насилием. Тем не менее можно попробовать кое-что в нем прояснить.

В мире Хуциева действуют три силы. Первая из них — человек, личность. Вторая — идеал, родина которого — история: революция, война и настоящий день как их законное продолжение. Третья — мир, пространство, воздух — не фон событий, а живущая своей жизнью великолепная стихия. Верность идеалу делает человека полноправным жителем, соучастником мира. Герои хуциевской дилогии 60-х проходят проверку этой верности. В "Заставе Ильича" они выдерживает ее, в "Июльском дожде" — нет.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Так судьбы человека и пространства расходятся, и последнее живет своей жизнью. "Июльский дождь»" наполнен образами рая — леса, моря, невозможно красивой Москвы. Но, находясь рядом с ними, в своей маяте и скуке персонажи больше не причастны этим чудесам. Между людьми и миром — зияние, место утраченного идеала.

Обитательница этой прорехи — героиня Евгении Ураловой, Лена. Она не принадлежит до конца ни павшему социальному миру, ни невинному миру пространства, но зависает между ними. И здесь еще одно важное отличие от "Заставы". Там в центре сюжета было трое молодых мужчин. Они преследовали женщин, бегали от них, восхищались ими. В центре "Июльского дождя" — женщина.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Начиная с дебютной "Весны на Заречной улице" женщина в мире Хуциева — существо немного другой, чем мужчина, природы. У нее особенное, естественное родство с идеалом — не через историю. И сама она может служить к нему проводником — ренессансной Беатриче. В "Июльском дожде»" эта метафора становится профессией героини. Она работает в типографии, печатающей репродукции классических полотен и буквально живет среди образов идеала. Этот вроде бы эксцентричный мотив хуциевского фильма на самом деле пророческий: репродукции шедевров Ренессанса станут неотъемлемой частью вещного мира застоя, чем-то вроде маленьких окон в идеальный мир для безнадежно потерянных героев кинематографа 1970-х.

Но для героев 1960-х — ни для Володи, ни для Жени, ни для остальных — Лена уже не может играть эту спасительную роль. "Июльский дождь" — мистерия развода между мужчиной и миром. Персонаж Юрия Визбора, испошлившийся романтик Алик, поет окуджавовское "Куда ж мы уходим, когда над землею бушует весна", и строки эти получают новый отчаянный смысл.

Лена — свидетельница этого развода. У нее особое, отличное от других героев место не столько в сюжете, сколько в пространстве фильма. Несколько раз на протяжении картины она напряженно, почти навязчиво оглядывается в камеру. Эта встреча взглядов — прощание.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

"Июльский дождь" кончается странной счастливой сценой. Казавшиеся почти антагонистами Лена и Алик оба оказываются на Красной площади — на праздновании 9 Мая. Память войны и победы у Хуциева — единственное оставшееся для человека место непререкаемой правды. Этот опыт нельзя предать, как можно предать революцию, но его нельзя и длить в настоящее.

Следующая работа Хуциева, телевизионный "Был месяц май", будет бегством в это чистое и страшное военное прошлое. Свой первый кинофильм после "Июльского дождя" он снимет через 17 лет. В "Послесловии" камера с трудом покидает пределы квартиры; двое героев ждут женщину, свою жену и дочь, но та так и не появляется. Ничего нельзя изменить. Над поколением шестидесятников, в судьбе которого "Послесловие" ставит точку, уже давно произнесен приговор. Он вынесен в "Июльском дожде" — без жалости и без ярости, с небесной ясностью, не дозволяющей апелляции.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Марлен Хуциев.

Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось SLAVACOKOLOV 23 май 2024, 18:13, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Изображение

Я никогда не читал рецензии на фильмы... может конечно и зря...
Однако это утомительное действо читать всякий ... или даже нет.
Хороший фильм - он и есть хороший фильм ... а дрянь так и останется дрянью сколько про неё не пиши.
Я стал смотреть только фильмы достойные внимания ... на дрянь и времени жаль... да и не хватит терпения и сил ...
А уж читать пургу на всякую дрянь это ещё тяжелее ...
Так же я не слушаю гидов вещающих свою заученную мандру о картинах.
Смотрю ... и ... нравится или же нет, понимаю или ... со временем что-то и проясняется и можно подметить нечто новое.
Я всегда составляю своё мнение и это очень помогает моему развитию и объективному взгляду на ... жить прежде всего нужно своей головой ... однако и прислушиваться к компетентным источникам тоже крайне важно.
Последний раз редактировалось SLAVACOKOLOV 23 май 2024, 21:57, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Какой же я увидел свой именно первый фильм ... ай и не помню.
То что тогда шло по телеку я не помню совсем, а телек у нас уже был.
А вот то что шло на экране ... я немного помню и припоминаю парочку, из первых, мной увиденных фильмов.
Одним из них была странная цветная сказка и сюжет её уже давно забыт, а запомнились лишь только отдельные кадры ... где голубка везёт тележку с ... и я никак не могу понять что это за сказка и тем более найти её ...
А вот этот фильм я запомнил и восстановил его название...
"Планета бурь»" — советский научно-фантастический художественный фильм, поставленный на киностудии "Леннаучфильм" в 1961 году режиссёром Павлом Клушанцевым.

Такой фильм не мог не понравиться...

https://www.youtube.com/watch?v=8rMINx4i3G8

Изображение

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

А смотрел я его ещё в старом, барачного - сарайного типа, клубе.
Помню шёл по грязи к нему и монетку за билет положил в рот зачем-то и ... проглотил её.
Вот же я лопух...
Помню смутно этот старый клуб ... издали ...

Наш космолёт на Венере.

Изображение

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Наша, пусть и только кино, экспедиция на загадочную планету Венера

Наша иномарка для Венеры.

Изображение

Сколько же там напастей ожидало астронавтов...

Изображение
Последний раз редактировалось SLAVACOKOLOV 24 май 2024, 16:46, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

На Венеру отправляется совместная советско-американская экспедиция на трёх космических кораблях. Один из кораблей, "Капелла", погибает при столкновении с метеоритом. Для выполнения задания необходимы три корабля; следующий корабль — "Арктур" — может быть отправлен с Земли через неделю, но на перелёт ему потребуется четыре месяца. Оставшиеся экипажи "Сириуса" и "Веги" (первый — трое советских космонавтов и второй — советские мужчина и женщина, американец и американский человекообразный робот) принимают решение совершить посадку на поверхность Венеры, оставив на орбите Марию Иванову для поддержки связи с Землёй.

Чтобы найти место посадки для "Сириуса", с "Веги" отправляется планёр. Планёр находит подходящую площадку, сбрасывает маяк, но сам планёр ветром сносит в сторону и он совершает аварийную посадку в болоте. "Сириус", по оставленному планёром маяку, садится на подобранную площадку. Один из членов экипажа осматривает местность, когда на него нападает крупное раскрывающееся яйцевидное растение с шупальцами.

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Венера оказывается богатой жизнью — планета населена животными, похожими на динозавров. Экспедиция на планёре (русский, американец и робот) оказывается в сложном положении, на них нападают прямоходящие рептилии ростом с человека, экипаж "Сириуса" отправляется к коллегам на выручку на спидере. Они сталкиваются с птеродактилем, бронтозавром, погружаются в венерианский океан, на дне которого находят странно выглядящие рифы.

Изображение


Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Оставшаяся на орбите Маша, потеряв связь с обоими экипажами, оказывается перед сложным выбором: либо, согласно инструкции, остаться на орбите, либо попытаться помочь, посадив "Вегу". В случае посадки "Веги" возвращение экспедиции своими силами на Землю станет невозможным, а если остаться на орбите, оба экипажа на Венере могут погибнуть. Маша, получив от Земли запрет на посадку, всё-таки принимает решение садиться, но затем понимает, что совершает ошибку и отключает тормозной двигатель. "Вега" остаётся на орбите, но параметры орбиты меняются.

Изображение

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

Перед стартом с поверхности планеты один из членов экспедиции случайно обнаруживает в камне, поднятом со дна океана, скульптурный портрет женщины — "венерианской Аэлиты".

Изображение

После отлёта происходит кульминация — мы видим в отражении в озере фигуру женщины в белых одеждах, протягивающей руки вслед улетевшему кораблю.

Изображение

Аватара пользователя
SLAVACOKOLOV
Сообщения: 29063
Зарегистрирован: 03 фев 2017, 20:04
Откуда: Москва

Re: SLAVACOKOLOV: Записки Охотника

Сообщение SLAVACOKOLOV »

В конце концов они успевают спасти советского и американского товарищей за минуту до того, как тех поглотит кипящая лава. Робот, получивший повреждения и из-за этого чуть не погубивший своих спутников, тонет в лаве.

Изображение

Мне чётко запомнились кадры когда робот гибнет в лаве ... мне было его очень жаль ... прямо чуть ли не до слёз...

Изображение

Ответить