Продолжу дальше об "Анне Карениной".
Почему так многословно? Мне очень дорог этот роман, видимо, я немного предвзята в оценке балета Эйфмана. Прошу прощения у поклонников, но стараюсь писать честно и свое мнение.
Смотря на сцену и видя дуэты, я видела в хореографической лексике предсказуемость и самоповторы:да, все это было-обводки, высочайшие поддержки, объятия. Нет в этом той глубины, трагизма, обреченности любви, которая была у М.М. Плисецкой, нет той сложности характеров, столкновения судеб, показанных Ратманским.
В одном из эпизодов дуэта, на сцену выезжает некая конструкция вроде табуретки, протиснувшись сквозь которую героиня становится полностью "обнаженной " в соответствующем трико , после чего видим пластический монолог Карениной с массой вывороченных поз ... Которые не трогают, не несут для меня ничего.
Огромное количество танцовщиков кордебалета, терзающих Анну, волочащих её за руки и ноги через сцену не добавляли трагизма и сцена гибели её, при всем весьма оригинальном решении хореографа, оставляла множество вопросов-зачем? Много, много танцовщиков, много нагнетания эмоций, много несчастного женского изломанного тела... а мне постоянно вспоминалась Майя Плисецкая с её утонченной трагичностью, без этого нагнетания массовых сцен, без этого странного мне, неведомого в любимом хореографе броскости эффектности, соединенными внутренней пустотой .
Я была настолько разочарована, что пробираясь через публику, бисирующую, вызывающую артистов на поклоны... расплакалась. Никогда разочарование и любовь к тому, прежнему Эйфману, у меня не было таким острым. Я не верила своим ощущениям и не стала читать критику на спектакль , совсем.
Через год мы с мамой в рамках речного круиза, приехали в Петербург, я знала, что в Александринском театре идут спектакли Б. Эйфмана. Подумала, что может я в чем-то ошибаюсь?
Может я не права, отвергая его" Анну Каренину"? Покупаю билеты, ничего, конечно, не говоря маме о своих прежних впечатлениях.
Другие солисты делают спектакль иным.
Вронский Олега Габышева, великолепно танцевавший и страстно игравший , увлек, просто погрузил меня в мир страсти, как он танцевал, с какой силой самоотдачи!
Анна- Нина Змиевец танцевала с таким бесстрашием на высоких поддержках, так убедительно и страшно в обреченности своей больной страсти, что я, схватившись за бархатный подлокотник кресла, не заметила, как стискивая руки, порезала их в кровь .
Олег Марков был прекрасным Карениным, а труппа ?
Она потрясла.
Опять мне не хватило того, что считаю просчетом Эйфмана-среди огромных требований к технике и выносливости танцоров, среди слишком насыщенной хореографии, много смертельно опасных движений, они не нужны, потому как выглядят порой акробатическими номерами и вредят действию, ведь нужно же и эмоциональное развитие артистов, а для этого нужна тонкость и... тишина. Невозможно смотреть, сопереживая на одной ноте накала , нужны контрасты, нужны моменты не перенасыщенные ни кордебалетом, ни неумолимым темпом.
Короче, во-второй раз просмотра балета "Анна Каренина" у меня были другие впечатления, благодарность солистам, труппе, которая танцует единым организмом, с какой-то немыслимой самоотдачей,
но вопросы к хореографу Борису Эйфману остались, а потому, когда увидела афиши с балетом "Роден", то, конечно же, приобрела билеты и стала ждать приезда театра балета в Германию.
Продолжение следует.