Отчёт почти завершён. Мне было приятно получить столько благодарностей и добрых слов
Право, старался не зря. Да и самому себе написанное станет неплохой памятью - детали путешествия быстро забываются. Но нужно подвести какой-то итог. Оценить впечатления по всей строгости!
Ну, если строго, то круиз я бы оценил четырьмя баллами из пяти. Всё-таки пять баллов следует ставить за незамутнённый восторг- таким был наш первый круиз в 2014 году (но совсем не потому, что первый!). Прежде, чем поговорить об оценке подробнее, давайте завершим описание круиза!
Последний вечер круиза выдался тяжёлым. До ночи я собирал чемоданы - жена и ребёнок спали без сил. У меня получилось с третьей попытки
Не буду скрывать, вещей у нас было много. Одной только обуви - по несколько пар на разные ситуации. Из Москвы нам сообщили о холодной погоде - всего лишь плюс 6 градусов. Поблагодарили сами себя за то, что взяли с собой тёплые куртки и шапки. К 11 вечера успел только с одним чемоданом, но нам кто-то сказал, что можно и позже выставлять - кажется ближе к часу ночи проходят с последней проверкой. Чтобы уместить сувениры (например, я купил на корабле книжку про историю флота Cunard), пришлось даже выбросить кое-что из вещей (дешевле в Москве купить, чем тащить
). Фотоаппараты мы зачехлили, поэтому хороших фоток больше не снимали. Ночью, по согласованию с женой, пошёл хомячить в буфет
Кстати, не писал про ночные перекусы. Иногда мы с женой по очереди ходили в буфет поздно вечером. Удивительно, но для ночного перекуса Cunard выставляет не остатки, а специально готовит еду! (как-то раз остатки невостребованных в ужин десертов сгребли в специальный мусорный бак прямо на моих глазах
это как если бы в новогоднюю ночь вы излишки оливье выбросили сразу после полуночи)
Утром мы рано освободили каюту, но покинули корабль только в 9:30. Заказывали трансфер в аэропорт (ребёнок как обычно бесплатно) и нас поставили в позднюю смену, когда узнали, что у нас самолет в два часа дня. Организация трансфера не была идеальной - мы даже автобус нашли не сразу, но зато, пока ехали по порту Чивитавекьи, нам немного рассказали про него. Когда выехали на междугороднее шоссе, я увидел наш корабль издалека. Сфоткал, как мог
Ближе к 11 утра были в аэропорту. Времени было более чем достаточно.
На рейсе Москва-Рим нам повезло - были свободные кресла. Сейчас, увы, самолёт был полон. Но долетели нормально. Главное, что запомнилось - невероятная заполненность неба над Европой по нашему маршруту. Я видел десятки самолётов. Один раз пересеклись с A380 так близко, что впору было испугаться, но я скорее был потрясён. Не догадался на видео снять, а фотография запоздала - всё произошло слишком быстро.
Но гораздо больше я был потрясён тем, как быстро нам напомнили, что ребёнок в нашей стране в общем-то не имеет права на особое к себе отношение. Когда все понеслись на выход из самолёта, люди готовы были задавили нашу дочку, но не дать ей дороги. Впрочем, это ерунда по сравнению с тем, что из поездки ребёнок вернулся заметно повзрослевшим. Я верю, что путешествие было её на пользу
________
Теперь к оценке круиза. На неё повлияли как объективные факторы - мы не могли пользоваться всеми возможностями и благами круиза (в самом начале отчёта я написал, что мы получили только 10% того, чего могли бы получить), так и стечения обстоятельств - наши решения, погода, особенности круизной компании. Вот о последнем стоит поговорить. О плюсах и минусах Cunard и "Королевы Виктории". Один из свежих отчётов на форуме называется "Всё познаётся в сравнении". Да, именно так. Поэтому я и буду сравнивать Cunard c Princess.
Сразу подчеркну, Cunard крутая круизная компания! У неё высокий уровень сервиса, отличная репутация, почти уникальный стиль. Да, она не для всех, но не из-за цен, а из-за особенностей круизной этики. Уверен, именно поэтому львиная доля пассажиров - это англичане. А вот с возрастом пассажиров тут связи проводить нужно осторожно. Многие пишут, что средний возраст пассажиров - 80 лет. Ерунда. Да, пенсионеров большинство, но я бы говорил про 60 лет, а не 80. И в этом отношении многие другие компании "не лучше" (в кавычках, так как пассажиры в возрасте - это не обязательно плохо). У Princess тоже пенсионеры преобладают. И я слышал, что у HAL тоже. P&O сейчас движется к полному запрету детей на своих кораблях - уж наверное это повлияет на средний возраст. А вы смотрели
отчёты MSC? В 2017 году у них официально средний возраст пассажиров -
46 лет (в 2016 году - 45 лет). Короче, если вас не смущает стиль компании, она вас не разочарует! У неё всё хорошо!
Вместе с тем, по-моему, заблуждаются те, кто относит Cunard (говорю про обслуживание в классе Britania) к категории премиум. Да, у компании есть "плюшки" - я их перечислял по ходу рассказа, но, например, у Princess тоже есть! Так что плюс-минус одинаково. Сейчас давайте я перечислю, что мне на "Королеве Виктории" НЕ понравилось.
1. Шоколадки, которые кладут в постель, легче, чем кажутся. По сути, они полые внутри. Вы как хотите, а я это считаю жульничеством.
2. Тендерная высадка лишена какого-либо удовольствия.
3. На "Королеве Виктории" практически не скрывают изнанку корабля. Да, мы на корабле и вроде как должны осознавать это. Но попробую пояснить. В коридорах "Виктории" часто открыты двери в служебные помещения, из них много шума, а на выходах из корабля всегда можно видеть служебные палубы. Возможно, дело в возрасте корабля. На Regal Princess служебные помещения увидеть было практически нельзя, всё было спрятано и не портило ощущение праздника. Мы там, между прочим, ходили на тур по кораблю (очень редкая вещь), были на мостике, в машинном отделении, в прачечной (машины для глажки и складывания белья - это шок!), в якорном отсеке, на кухне, за кулисами театра, в холодильниках, короче - везде! И были потрясены, тем, как ловко и незаметно корабль для персонала отделён от корабля для пассажиров.
4. Знаменитая церемония послеполуденного чая, мягко говоря, не впечатлила. Закуски обычные буфетные, официанты не старались, дресс-код (не такой уж и строгий - запрещался короткий рукав) не соблюдался. Мы правда сходили всего один раз и попали не на арфу, а на гитару. Может с арфой было бы более торжественно, и ребёнок бы заинтересовался.
5. Наш ребёнок не успел освоить туалет, поэтому в бассейн мы его не брали. Но видели, как другие туристы купали более маленького ребёнка. Он был в специальном подгузнике, но правила Cunard запрещают купание даже с таким подгузником. Мы сообщили в этом ответственному за палубу, потому что правила должны соблюдать все, а не только мы.
6. Вопиющий случай был на одном завтраке в ресторане. Мне слишком долго не несли заказанную еду, а когда всё-таки принесли, то положили сосиски на одну тарелку с вафлями. Официант невозмутимо хотел мне ещё и соусом полить эти вафли. Я не сдержался и прямо сказал официанту, что я не свинья, чтобы так есть. Потом пожаловался главному, хотя именно официанта обвинять не стал - кухня, наверное, виновата, а он при подаче не обратил внимания.
7. Самое главное. Окна в буфете всю дорогу были сильно грязные (хотя в нижних ресторанах мыли понемногу в каждом порту), да и ковролин в буфете убирали плохо. Об этом мы написали в итоговой анкете.
Вот, собственно, и все минусы. Совсем немного и в основном это пустяки. Серьёзных претензий к кораблю нет. Всё хорошо, всё работало (кроме бара у бассейна).
Есть ли у Cunard преимущества по сравнению c Princess? Даже если не считать очевидные плюсы конструкции корабля, да! Есть!
1. Никто не клянчит чаевых.
2. Выбор, доступность и качество бесплатных напитков лучше (хотя чай Бигелоу от Princess мне нравится больше, чем Твайнингс от Cunard). Мне очень понравились и соки, и клюквенный напиток, и лимонад. Всё коробочное - мы видели пятилитровые пакеты сока, которыми заправляли автоматы. Всё доступно круглосуточно. Сложным является вопрос воды. Сложным для нас, т.к. из буфета мы её не выносим. В каюте чайный набор, который глупо не использовать (часто выручал, когда, например, нужно было кашу ребёнку развести). В газете пишется прямо, что воду из под крана использовать для питья можно. А вот на Purser's Desk на наш вопрос, можно ли пить воду из под крана, посоветовали этого не делать. Поэтому покупали воду в портах. Вы скажете, что даже в ресторане наливают воду из под крана. Да. И сильный привкус маскируют льдом. Как и на Princess. Но вот в чайники всё-таки льют воду хорошую. В буфете тоже вода точно не из под крана, потому что вкусная!
И вот ещё, что меня реально впечатлило. Наличие редких видов соков в диетическом отделе буфета. Посмотрите, томатный, грейпфрутовый, ананасовый, овощной.
Сравнивать еду не буду, это очень трудно, хотя пиццерию Альфредо нежно люблю - на "Королеве Виктории" ничего подобного нет.
3. Включенные в стоимость ландроматы.
4. Включенные в стоимость трансферы в портах. Услуга платная только для тех, кто покупает круиз по тарифу Early Saver.
5. Спальня для малышей в детском клубе.
6. Может это только наше впечатление, но Cunard выбирает в портах намного более удобные места.
7. Приветственное шампанское, если для кого-то это важно. Нам - нет.
Есть ли у Princess (в частности у корабля "Regal Princess") преимущества по сравнению с Cunard? Да! Есть!
1. Фирменные шоу. Каждое из них готовится в течение года на берегу. Музыку для них пишут специально, а стоимость постановки обычно составляет миллион долларов.
2. Включенные в стоимость фильмы по заказу. Выбор огромный, правда, русская озвучка была у нас только во втором круизе. В каюте мы смотрели как классику (помню "День сурка"), так и новинки (помню "Робокопа" и "Золушку"). На "Королеве Виктории" есть фильмовые каналы, но выбирать фильм самому нельзя. А показывают одно и тоже по кругу. В театре как-то показывали "Хана Соло" - я заглянул, а там картинка с соотношением сторон 4:3. И это называется кинотеатр???
3. На "Королеве Виктории" мы ни разу не слышали гудка корабля. Думаю, это их стиль - лишний раз не шуметь. Но на "Regal Princess" гудок - это целая мелодия на тему "Лодки любви". Слышать его - это часть ритуала прощания с портом. Мы гордились этим гудком.
4. Наверное, это не на всех маршрутах, но в наших круизах на Regal Princess в ресторанах было меню на русском языке. На "Королеве Виктории" нам сказали, что русскоязычное меню недоступно и что в команде нет никого, кто взялся бы его для нас перевести.
5. Интересная программа лояльности. У Cunard очень сомнительные и труднодостижимые выгоды в этом смысле.
Такой вот расклад. В целом, повторюсь, на мой взгляд, обе компании являются эталонными представителями круизной категории "Стандарт", пусть Cunard и выглядит дороже. Какую компанию я бы предпочел при прочих равных? Я бы выбрал Princess, но очень рад, что мы получили опыт путешествия с Cunard.