На этот раз путеводная звезда и добрая фея привели меня в Эрмитаж, на новую встречу с Леонардо или его учениками (?). В моем любимом Эрмитаже открыли очень любопытную выставку трех картин «Новые загадки картин Леонардо да Винчи».
"В мире идет сейчас некий прилив "возвращения" атрибуции Леонардо и более тщательного изучения всего культурного явления, носящего его имя. Яркий пример тому — атрибуция, выставочная судьба и рыночные цены Salvator Mundi. На очереди анализ еще нескольких произведений из собрания Эрмитажа", — такими словами генеральный директор музея Михаил Пиотровский открыл выставку.
Что было интересно.
Ну, во-первых, сам факт, что решились вернуться к атрибуции "Ангела" из запасников Эрмитажа, уже интересен. Если кто-то смотрел фильм, который Эрмитажем был подготовлен к юбилею Леонардо да Винчи (я выше давала на него ссылку). Картина была приобретена в 1879 году князем М.А. Голицыным из собрания которого она и попала в Эрмитаж. Никто тогда не сомневался в авторстве Маэстро и существует легенда, что ее пытался перекупить герцог Тосканский, но ее стоимость была для него слишком высокой! а сто с лишнем лет атрибуция картины менялась несколько раз. Например, Д.В.Айналов, русский и советский историк искусства, член-корреспондент Петербургской Академии наук, работавший в Эрмитаже до 1929 года, был уверен, что эта работа да Винчи. Но, впоследствии, все же ее определили как работу последователя Леонардо. Интерес к работе вновь проявили в 1991 году, когда профессор К. Педретти нашел рисунок, пропавший еще в 19 веке, где который повторяет позу ангела. Т.К Кустодиева, сотрудник Эрмитажа, автор книги "Произведения Леонардо да Винчи и его школы в собрании Эрмитажа" , склонялась к мнению, что это "ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЛЕОНАРДОВСКИОЙ ЭПОХИ - КОПИИСТА, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ ВОСПРОИЗВЕСТИ ПОНРАВИВШУЮСЯ ЕМУ КАРТИНУ".
Но сегодня эта точка зрения подвергается пересмотру. Ведь современные методы исследования дают новые сведения о работе и ее авторе.
Скажу честно, мне было интересно, появится ли эта работа в основной экспозиции музея? На мой вопрос был дан ответ: "Нет". работа по атрибуции и реставрации продолжается".
С именем К. Педретти и Л.Томио связана атрибуция и двух работ из собрания Музея христианской культуры, связанные с именем Леонардо, — "Битва при Ангиари" и "Мадонна в скалах". Это второе открытие выставки!
Музей христианской культуры - один из наиболее интересных в Санкт-Петербурге. Его мало кто знает, но я считаю, что он обязателен к посещению Еще несколько лет назад Эрмитаж начал организовывать выставки совместно с этим музеем. Самой интересной была выставка 2016 года "Две "Флоры", а самая скандальная - выставка работ Фаберже. я уже писала про работу Рафаэля из собрания этого музея.
И вот теперь, возможно, там есть Леонардо! Да еще и третий вариант "Мадонны в скала"!
Главная особенность одной из самых загадочных картин в западном искусстве «Мадонна в скалах» — это то, что их на самом деле две. О них по сей день историки и искусствоведы ведут горячие споры.
А уж третий вариант, близкий по исполнению к луврской версии картины, может стать сенсацией.
Картина, действительно, очень хороша. Эксперты предполагают, что часть фигур (ангел и младенец Иисус) написаны Леонардо. А две фигуры написаны его учениками.
А эскиз "Битвы при Ангиаре" принес вообще новые открытия и загадки. Не могу перечислить все особенности работы, которые были выявлены в ходе рентгенографической и прочих экспертиз. Выставка будет работать до мая 2024 года. Очень рекомендую ее посмотреть!
И еще. МХК предполагает вскоре открыть зал Леонардо. Там будут выставлены, кроме двух вышеназванных работ, картины учеников Леонардо, например, Больтраффио. Его работы и сейчас висят в экспозиции музея.