Ну и, конечно, Караваджио! "Положение во гроб"
Гвидо Рени. Распятие Святого Петра
И еще приблизительно 460 картин XII—XIX веков, размещенных в 18 залах пинакотеки в хронологическом порядке. По традиции в собрании присутствуют только картины на религиозные темы.
Но я все еще в поисках Рафаэля! Поэтому спешу в тишине и гордом одиночестве посмотреть комнаты , расписанные Рафаэлем, Станцы Рафаэля.
Четыре комнаты, получившие это название,это часть покоев, расположенных на втором этаже Папского Дворца, который был выбран Юлием II делла Ровере (папа с 1503 по 1513)
в качестве собственного места жительства. Живописное украшение было сделано Рафаэлем и его учениками между 1508 и 1524 годами.
Надо сказать, что это здорово, когда в этих довольно маленьких залах нет никого! Жаль только, что из-за реставрационных работ изменен порядок осмотра комнат. Я вспоминаю свое первое посещение Ватикана. В Станцы Рафаэля мы пришли как-то неожиданно и нам навстречу шли Платон и Аристотель. Фреска, которую я полюбила с детства, купив свою первую книгу по искусству . Это была книжка, точнее даже брошюра, "Рафаэль", на чешском языке! Прочитать я ее не могла, но смотрела до дыр.
«Станца делла Сеньятура» была первой комнатой, над которой работал Рафаэль. Роскошные росписи, украшающие стены помещения, представляют собой аллегорические изображения богословия, философии, юриспруденции и поэзии, составляющие, по мнению автора, основу человеческого общества.
Про Станцы Рафаэля уже так много писали, в том числе и здесь, на форуме, что я не буду повторять известные сюжеты.
Для полноты картины просто перечислю их.
«Станца делла Сеньятура»
Зал получил свое название от верховного двора Святого Престола, который возглавлял понтифик. Рафаэлю предложили начать росписи с комнаты, которая сейчас называется Станца Подписей или Stanza della Segnatura.
Афинская школа (Философия, 1509-1511)
Автор поставил свою подпись на тунике Евклида,написав золотыми буквами у горловины:"R.V.S.M.",Рафаэль Урбинский своей рукой.
Сохранился эскиз Рафаэля к этой фреске.
В настоящее время он экспонируется в Амброзианской пинакотеке в Милане. Это полноформатный картон, писать которые так, видимо, любил Рафаэль. Несколько лет он находился на реставрации. В залы Пинакотеки Амброзиана он вернулся в октябре прошлого года: чтобы поднять работу, защищенную листом стекла площадью 24 кв м, потребовался кран! И вот теперь рисунок снова открыт для публики в обновленном выставочном пространстве, разработанном итальянским архитектором Стефано Боэри (Stefano Boeri).
Приведу цитату из интервью авторов проекта:
«Вся постановка и окружение призваны подготовить зрителя к лицезрению шедевра Рафаэля, который сам по себе далеко неоднозначен, поскольку является одновременно и законченной работой, и черновой подготовкой к основному произведению, — говорит архитектор Стефано Боэри. — Поэтому мы разработали большой стол из массива дуба, который изготовила для нас фабрика Riva1920, и поставили в тот же зал. На нем собраны тексты и сопроводительные документы, посвященные истории создания шедевра и его тесной связи с фреской в Станца делла Сеньятура Музеев Ватикана».
«Для нас действительно большая честь принять участие в оформлении выставочного зала, целиком посвященного картону Рафаэля, в проекте Stefano Boeri Architetti, — говорит Маурицио Рива (Maurizio Riva), один из основателей фабрики. — «Мы изготовили для него стол почти 4,5 метра в длину и 1,5 метра в ширину, состоящий из двух монолитных дубовых частей толщиной 7,5 см. Их разделяет центральный металлический профиль, где проходят провода к планшетам». Оформление зала дополняют дубовые скамьи на железных ножках.
Парнас (Поэзия, 1510-1511)
За певцом "Энеиды" стоит подражавший ему поэт Стаций,чьи тонкие черты напоминают самого Рафаэля. Найдем мы здесь и изображение Микеланджело.
Милость и Правосудие (Юриспуденция, 1511)
“Диспут” (Богословие)