Уже ближе к концу нашей автобусной экскурсии по Минску, мы снова вернулись на ул. Ленина и наконец, я зафиксировала из окна тот самый главный костел Минска. Но рассказывала ли гид в этот момент о нем, я не помню, видимо нет - просто проскочили мимо.
Я же решила, несмотря на реплики некоторых товарищей, привести здесь данные в том числе и из Википедии, поскольку мне информации об этой красивой и важной достопримечательности в ходе экскурсии явно не хватило.
На картах яндекса названние такое:
Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, а на картах гугла Архікафедральны касцёл Панны Марыі
Если коротко, то можно воспользоваться отзывом с карты Яндекса:
Архикафедральный костел Пресвятой Девы Марии является главным католическим храмом в столице Белоруссии. Он был построен как церковь при иезуитском монастыре в 1710 году. Его архитектурный стиль относится к виленскому барокко. После упразднения ордена иезуитов в 1773 году церковь стала собором Минской епархии. После сильного пожара, случившегося в 1797 году, храм был восстановлен в более роскошном виде. Он являлся приходской церковью до 1917 года...
В дополнение из Википедии стоит отметить, что
История общества Иисуса в Минске начинается в середине XVII века, когда в город прибыли первые члены общества. В 1683 году было начато строительство монастыря, а 1700 году был заложен каменный монастырский храм, а 16 марта 1710 года виленский епископ Константин Казимир Бжостовский освятил иезуитский костёл во имя Иисуса, Марии и св. Барбары.
В последующие несколько десятилетий храм претерпел ряд перестроек. По бокам пресвитерия были пристроены две часовни, в 1732 году были завершены две башни главного фасада, придавшие храму современный облик.
В 1951 году храм был закрыт, его две башни снесены, а центральный фасад значительно перестроен, в здании до начала 1990-х находился «Дом физкультурника». В 1993 году храм вернули Католической церкви, в 1997 году он был повторно освящён. В ходе реставрационных работ в 1990—2000-х годах был полностью восстановлен его первоначальный облик.
По архитектурному облику этот собор — трёхнефная базилика без трансепта. Пространство поделено на нефы шестью колоннами, центральный неф заканчивается полукруглой апсидой, по бокам которой расположены две капеллы — св. Троицы и св. Фелициана. Главный фасад обрамлён двумя башнями. Башни многоярусны, над уровнем центрального карниза возвышаются три яруса. Над портиком главного фасада находится треугольный фронтон, над карнизом портика расположен балкон с балюстрадной оградой.
В интерьере особую ценность представляют фрески, которые были заштукатурены в советское время, ныне идёт их раскрытие и реставрация.
Очень хотелось бы побывать в этом соборе, обойти его вокруг и зайти внутрь. На следующий день мы попали в костел в Несвеже, убранство которого поразило меня в самое сердце, если выражаться высокопарно.
А здесь в Минске главный католический храм просто промелькнул за окном, а дальше удалось зафиксировать такие виды.
Тут на заднем плане необычная кирпичная католическая церковь 1910 года, построенная в неороманском стиле.
На сайте
https://tonkosti.ru рассказана такая история ее возникновения.
Это красивейшее здание из красного кирпича - Костел Святых Симеона и Елены, построенный здесь в начале 20 века, никогда не был бы построен, если бы в жизни известного минского дворянина Эдварда Войниловича не случилась личная трагедия. Храм посвящен его преждевременно ушедшим детям.
Войниловичи — один из древнейших шляхетских родов Белорусиии. Эдвард Войнилович был весьма видной политической фигурой и богатым помещиком. К сожалению, в его семье на рубеже 19 и 20 веков произошло большое горе. В 1887 г. умирает 12-летний сын Симон, а в 1903 г. — 19-летняя дочь Елена. В память о них Войнилович решил построить храм и назвать его в честь святых, покровителей сына и дочери.
Храм из красного кирпича (поэтому и по сей день он также известен как Красный костел), был освящен в 1910 г.
Википедия к этому добавляет следующее.
Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский... Минский Красный костёл во многом похож на неороманский костёл Святой Эльжбеты в польском Ютросине, имеющий аналогии с романским собором в немецком городе Бамберге и храмом Святых Апостолов в городе Кёльне, но архитектор Томаш Пайздерский придал этому собору и уникальные черты, и здесь наблюдаются формы не только романского стиля, но и готики и модерна.
Костёл святого Симеона и святой Елены представляет собой пятинефную, трёхбашенную базилику асимметричной объёмно-пространственной композиции с мощным трансептом, торцы которого решены так же, как и главный фасад — с большим окном-розой под треугольным фронтоном. Первоначально храм имел три апсиды в конце каждого нефа, но после перестройки в советский период они были объединены в одну центральную полуцилиндрическую апсиду. Ядром архитектурной композиции является 50-метровая прямоугольная четырёхъярусная башня в юго-восточной части. Необычно то, что две шатровые малые башни костёла поставлены не на главном фасаде, а по бокам алтарной части.
Высота зала для богослужений составляет 14,83 м, башни-колокольни — 50 м, двух малых башен — 36 м. Ширина главного фасада составляет 45 м.
В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр...В советское время здание подверглось перестройке: появились пристройки на левом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е годы сделаны новые витражи, воплощавшие аллегории пяти видов искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко...
В 1990 году костёл святых Симеона и Елены был возвращён Католической церкви в безвозмездное пользование, но без передачи в собственность. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи...26 сентября 2022 года в костёле произошёл пожар. На следующий день администрация Московского района приняла решение временно запретить эксплуатацию здания. Костёл отключили от всех коммуникаций...
.
Архангел Михаил, пронзающий змея был установлен в 1996 году у костёла, скульптуры были выполнены скульптором Зигмундом Отто, ему же принадлежит авторство амвона, ограждений, бронзовых деталей. Живопись на сводах и стенах, оконные витражи принадлежали авторству художника Франциска Бруздовича.
Очень жаль, что оба названных здесь костела не удалось посмотреть поближе. Если еще когда-нибудь окажусь в Минске, то обязательно приду в эту часть города и все внимательно осмотрю.
Как я написала раньше, пока, к сожалению, нет времени искать по картам как правильно называется это место, где нашу группу повели куда-то вниз по подземному переходу и вернулись они только минут через 40.
Спасибо,
alla34rus, что вы раньше меня назвали его - это площадь Независимости. Я тоже нашла на карте с помощью желтого человечка этот красивый вид. Итак, там находится четырехуровневый подземный торговый центр "Столица" с ресторанами, розничными и специализированными магазинами.
В одном из отзывов к картам гугла пишут:
"Размещается под площадью Независимости и также имеет четыре подземных этажа с общей площадью в 10 футбольных полей, на которых размещено более 150 объектов торговли, услуг, питания. В архитектуре торговых центров очень много схожих элементов, включая световые шахты, выходящие на поверхность и накрытые стеклянными куполами. На территории торгового центра предоставляется бесплатный интернет (Wi-Fi). Внутри все очень красиво, приятно там находиться и обязательно найдется что-нибудь, что захочется купить.
Думаю нашим дамам, которые ныли, что не успевают ничего купить в Минске, там было , где разгуляться, но вот время... Помню, что гид строго сказала, что ведет туда группу в туалет. А еще вернувшись, они говорили, что посмотрели с другой стороны площади здание Дома правительства и Совета Министров.
После чего у нас уже был путь в отель, в который оказалось ехать по прямой - пр. Независимости, переходит в ул. Московская, она в свою очередь в ул. Чкалова и далее в ул. Брилевская, где он и находится, куда мы прибыли после 20 часов.