Совок в люксе: круиз на Silversea Spirit с 31 марта по 7 апреля 2022
Добавлено: 16 апр 2022, 07:10
Совок в люксе или круизы в апреле 2022 года на Silversea Spirit и декабре 2022 г на Silver Moon
Часть 1. Подготовка
Vorfreude ist besser als Nachfreude
Немецкая пословица, краткий канонический перевод
которой на русский язык отсутствует. По смыслу:
Радостные ощущения, испытываемые до наступления долгожданного события,
могут оказаться более сильными, чем после его совершения
Резюме
В качестве цели настоящего отчёта я поставил себе задачу максимально подробно описать - на основе как анализа многочисленных материалов из Интернета, так и личных впечатлений - различные особенности организации и протекания круизов на кораблях люксовой компании Silversea. Ознакомившись с ними, находящиеся в теме читатели настоящего сайта смогут принять рациональное решение, стоит ли им идти в круиз на одном из кораблей этой круизной компании, оценив её многочисленные достоинства и некоторые недостатки.
Введение
Интерес мой к круизам проявился в начале 2012 г., когда я достаточно случайно оказался на Aida во время недельного круиза по Канарским островам. Понравилось, и до 2014 года последовало ещё три недельных круиза на MSC и Aida по самым ходовым маршрутам (Западное Средиземноморье, Балтийское море, Фьорды Норвегии). Речь шла о внутренних каютах, что и естественно для малоимущего совка.
Потом по семейным обстоятельствам сел я на цепь, когда даже на неделю уехать было невозможно. Освободился я только осенью 2021 г. За это время произошли в моей жизни разные события. В том числе достиг я пенсионного возраста и получил небольшое наследство. А что делать с наследством «молодому» пенсионеру, у которого все бытовые проблемы решены и помогать особенно некому? Правильно, потратить на круизы!
Во время вынужденного простоя времени свободного для пребывания в Интернете у меня было много, и я достаточно внимательно следил за основными европейскими сайтами по продаже круизов (dreamlines, e-hoi, seascanner, kreuzfahrten), благо с чтением на английском и немецком проблем у меня нет. С 2018 г. регулярно читаю и сайт navimba. На нём я почерпнул много для себя интересного как от круизных агентов, так и от пользователей. Также неоднократные общения с колл-центром компании, а потом и на корабле, помогли мне прояснить некоторые любопытные логистические и маркетинговые вопросы изложенные ниже. А подробные описания кораблей, многочисленные ролики по конкретным круизам итак представлены в Интернете в большом количестве. Предпочтения и эмоции дело сугубо личное, на вкус и цвет…
Круизные компании в зеркале своих клиентов
До эпидемии на популярном сайте cruise critic был раздел member reviews, где отзывы круизёров группировались по круизным компаниям, и давалась общая оценка круиза по 5-бальной шкале: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо, ужасно. Сейчас на этом сайте всё изменилось и заниматься анализом менее удобно.
Я выбросил удовлетворительные отзывы и соединил в одну группу отличные и хорошие, а в другую плохие и ужасные отзывы. Ниже приведена итоговая таблица. Поскольку число отзывов по всем компаниям велико, то и полученные цифры представляются достаточно правдоподобными.
Компания/звёзды Число отзывов % отлично/ хорошо % плохо/ ужасно
Costa 3-4 1.600 47 33
MSC 4 4.000 53 30
RCI 4 1.430 69 11
Prinzess 4-4.5 15.200 70 11
NCL 4-4.5 1.500 66 11
HAL 4-4.5 8.160 71 12
Celebrity 4-4.5 13.800 77 8
Azamara 4.5 530 84 5
Oceania 4.5 1.770 73 11
Cunard 5 1.100 66 15
RSSC 5.5 890 63 17
Результаты по рейтингу компаний с большими кораблями практически полностью совпадают с данными большого опроса проведённого в Великобритании в 2018 г. Лидерство в «антирейтинге» Costa и MSC мало удивительно, это ожидаемое событие. А вот достаточно высокий процент отрицательных отзывов у Cunard и особенно RSSC, позиционирующего себя, и не без оснований, как лидера среди люксовых круизных компаний, меня озадачил. Я попробовал понять, чем же клиенты RSSC недовольны, для чего понадобилось читать уже сами тексты отзывов. Оказалось, что с моей точки зрения претензии можно разбить на примерно две равных категории.
Первая это надуманные претензии, например:
• „официанты недостаточно вышколены и медленно подбегают налить вино в бокал“. Мой комментарий - совсем буржуи обнаглели;
• „когда мы 12 лет назад начинали плавать на RSSC, то всё обслуживание было на более высоком уровне“. Мой комментарий – неконкретно, скорее всего просто 12 лет назад они ещё были молодыми пенсионерами и не такими раздражительными, как в более почтенном возрасте.
Вторую категорию составляют на самом деле обоснованные претензии для люксовой компании, например:
• экскурсовод во время экскурсий в азиатских странах говорил на английском с таким местным акцентом, что коренные американцы и англичане понять его практически не могли;
• в кабине стоимостью 3.000 $/день на починку телевизора ушло 4 дня;
• пришлось самим тащить вещи по трапу при посадке на корабль на глазах у членов команды.
Как обычно, есть и промежуточные варианты. Не могу решить, является ли 15-минутная очередь за кофе на завтраке достаточным основанием для отрицательного отзыва или нет.
Люксовые круизные компании
Пенсию я заработал не бог весь какую. На скромную жизнь достаточно, а вот на круизы не очень. Разве что раз в год на Косте или MSC в каюте с окном. Но наследство ситуацию изменило. Соотнёс я его размер с моим сроком дожития и стоимостью круизов и пришёл к выводу, что если ориентироваться на дешёвые каюты без балкона, а с окном, то вполне можно подумать о поездках на люксовой компании.
Среди англоязычные люксовых компаний наиболее известна т.н. «Большая Четвёрка»: RSSC (Regent), Silversea, Seabourn, Crystal. Последний бренд принадлежит китайскому холдингу Genting Hong Kong, который объявил в январе 2022 г. банкротство, так что его будущая судьба неизвестна. К ним примыкают немецкоязычная Hapag - Lloyd и франкоязычная Ponant. Отдельный класс составляют люксовые парусные суда,
по которым мне сказать нечего. Есть ещё крупная американская компания Viking Ocean Cruises с шестью практически одинаковыми кораблями на 930-940 пассажиров и маршрутами по всему миру. Она держится особняком, располагается по предлагаемым услугам на борту и цене где-то между Upper Premium (к которому относятся, в частности, Azamara и Oceania) и Luxus классами. Круизы её не продаются на европейских маркетинговых сайтах и в Европе, а уж тем более в странах бывшего СССР, она не слишком известна.
Как правило, у всех компаний Большой Четвёрки в стоимость круиза входит бесплатный алкоголь (кроме самого дорогого), чаевые, Интернет (у Seabourn только с лета 2021 г.), предоставляются шикарные каюты и кормление в хороших ресторанах, круглосуточное обслуживание в каюте. Вечерняя развлекательная программа относительно высокого класса, учитывая небольшие размеры кораблей, не всегда позволяет организовывать полномасштабные а-ля голливудские шоу. Количество пассажиров на корабле варьируется от 100 до 1000. Отличительным признаком люксовой компании является минимальное количество пассажиров на одного члена команды (вплоть до 1,2:1). Смокинги (минимум тёмный костюм с галстуком) и вечерние платья обязательно требуются пассажирам только во время формальных мероприятий обычно 1 раз в неделю. Порядка 50 % пассажиров кораблей Большой Четвёрки составляют американцы, средний возраст круизёров 60+ (по всем круизам 47 лет). Эти параметры сильно варьируются в зависимости от маршрута, длительности круиза и т.п. Иногда бывает несколько десятков детей на корабле, а иногда их нет вовсе. Так один 40-летний круизёр пишет о своём впечатлении от плавания на RSSC: «Средний возраст пассажиров на корабле явно был 70+. Никогда не видел столько собранных в одном месте граждан, скажем мягко, с некоторыми нарушениями опорно-двигательной системы, которые использовали для ходьбы костыли, ходунки, роляторы и прочие приспособления». Это, по всей видимости, ортопедическое отделение какой-то нью-йоркской частной больницы для престарелых миллионеров выехало на недельную экскурсию по океану.
Что касается качества еды, то за последние годы в круизных компаниях premium/ ultra-premium оно значительно улучшилась и разрыв с люксовыми компаниями по этому параметру теперь не такой большой. Хотя, например, на Silversea на круизах чёрная икра, по крайней мере до эпидемии ковида, была нередким лакомством, что для компаний более низкого класса в бюджет на еду явно не вписывалось.
Почему Silversea
Начну с динамики цен люксовых круизных компаний. Ещё в 2017 г. RSSC был самым дорогим, потом на одном уровне цен были Silversea и Seabourn и ещё немного дешевле Crystal. Если взять в качестве примера 8-дневный (7 ночей) круиз по Средиземному морю без самолёта в каюте с окном, то можно было при удаче отловить стоимость кабины с окном (здесь и ниже речь идёт о стоимости на человека при двухместном размещении) порядка 300 €/ночь p.p. на RSSC, 280 €/ночь p.p. на Silversea и Seabourn.
Вообще на сайтах по продаже круизов или у агентов серьёзные скидки по сравнению с ценами на сайте круизных компаний бывают крайне редко, обычно предлагают только бонус на траты на корабле.
По состоянию на осень 2021 г. цены за 4 года выросли по-разному. У Seabourne совсем крышу сорвало, одна неделя по Средиземноморью в 2022 г. стоит минимум 3.800 € p.p. с окном или 4.300 € p.p. с балконом и это без включённых экскурсий. Единственное дешёвое предложение от Seabourne было Лиссабон – Канарские острова – Лиссабон на 10 ночей в марте 2022 г. с балконом за 3.000 € p.p. RSSC предлагал 9 ночей Рим-Венеция в хороший сезон (с 3 октября 2022 г.) с балконом за 4.080 € p.p. Справедливости ради надо сказать, что это было единственное такого рода предложения, остальные начинаются от 600 €/ночь p.p. У Silversea же 7 ночей по этому региону стандартно стоили где-то 2.800 € p.p. с окном и 3.600 € p.p. с балконом.
У Silversea есть и другие приятные особенности, в том числе:
• Максимальное количество кораблей (10) и, соответственно, максимальное количество маршрутов и посещаемых портов;
• Минимальная (25 %) наценка за 1-местное размещение в двухместной каюте низших категорий до балкона включительно. Причём таких предложений на самом деле немало, до 20 % общего количества круизов. При этом компания пытается делать такие наценки хотя бы на несколько круизов по каждому из основных круизных направлений, чтобы у соло круизёров была возможность всюду побывать. У Regent была и 10 % наценка, но только на 1 (один) круиз, а так обычно 50 % наценка;
• Наличие дворецкого (butler) в каютах всех классов: у остальных люксовых компаний дворецкий положен только начиная с каюты уровня полулюкса;
• Начиная с июня 2022 г. в стоимость круиза включена одна экскурсия в каждом порту (экскурсии автоматически включены ещё только у RSSC). Хотя редко, но бывают и исключения, т.е. надо обязательно проверять!
Ехать сразу куда-то далеко не решился, надо, думаю, со старушки Европы начать. В августе 2021 г. на сайте Silversea предложение на 7 ночей с 31 марта 2022 г. на корабле Silversea Spirit по маршруту Лиссабон – Барселона с двумя новыми для меня городами (Валенсия и Картахена) начало дорожать и я решился. Стоимость стала 2.720 € p.p. для каюты с окном (каюта с балконом стоила минимум 3.440 € р.р.) при полной оплате до 31 августа 2021 г. За 2-местную каюту с окном на одного человека с учётом всего 25 % наценки плюс полёт в бизнес-классе из любого крупного европейского аэропорта с 4 трансфертами (дом - аэропорт убытия, аэропорт прибытия - корабль, корабль - аэропорт убытия, аэропорт прибытия – дом) заплатить мне пришлось 3.900 €.
Для сравнения. Аналогичный маршрут на 2022 г. по состоянию на август 2021 г. при двухместном размещении на Seabourne стоил 4.300 € p.p. в кабине с окном, у RSSC - 4.150 € р.р. в кабине с балконом.
Ещё немного о компании Silversea
Основанная в 1994 г. компания Silversea была в 2018 г. куплена холдингом RCI
исходя из стоимости бренда в 2 млрд $. Холдинг имеет штаб-квартиру в США и является также владельцем брендов Royal Caribbean International, Celebrity Cruises, Silversea Cruises, 50% TUI Cruises. До недавнего времени к холдингу относился и бренд Azamara. Второму в мире по величине круизному холдингу до эпидемии принадлежало около 19 % мирового рынка морских круизов.
Девиз круизной компании – «Каждый человек уникален, поэтому мы делаем уникальным путешествие каждого из наших гостей». Она признана новатором среди люксовых линий, предлагая гостям атмосферу праздничности и непринужденной элегантности, а также неординарные удобства на борту.
Центральный европейский офис Silversea располагается в Лондоне, там же находится главный европейский колл-центр (тел. 044 20 7340 0776). Есть и дополнительные колл-центры в 14 европейских странах, США, Австралии, Японии, где клиента смогут обслужить на местном языке. В частности, в Германии такой центр располагается во Франкфурте на Майне (тел. 0049 69 2222 12283). Причём дозвониться в колл-центр относительно легко.
Silversea предлагает находящемся в Европе круизёрам возможность дополнительно билеты на самолёт из любого крупного европейского аэропорта. До 1 декабря 2021 г. клиентам предлагались совершенно эксклюзивные условия при полётах по Европе. Независимо от реальных маршрутов, Silversea брала паушально 400 € билеты на полёт туда и обратно с компанией Lufthansa бизнес-классом плюс 4 трансферта. А разница между стоимостями билетов эконом- и бизнес-классов составляет у Lufthansa где-то три раза. Обычно билет Lufthansa по Европе на полёт в одну сторону при покупке за полгода до вылета стоит порядка 100 € эконом - (без багажа) - и около 300 € бизнес-классом. Связать напрямую большинство европейских аэропортов друг с другом без пересадки невозможно. Поэтому Lufthansa имеет два центральных хаб-аэропорта в Мюнхене и Франкфурте-на-Майне, куда свозятся пассажиры из разных городов, а потом уже они вылетают вместе в город назначения. Для круизов в Латинскую Америку или Азию стоимость даже предлагавшихся до 1 декабря 2021 г. Silversea билетов эконом-класса на самолёт, порядка 1.500 €, не являлась особенно выгодной, даже если иметь ввиду, что в неё входили ещё ночь в гостинице по прилёте перед началом круиза и три трансферта на месте (аэропорт-гостиница и гостиница – корабль при прилёте, а также корабль-аэропорт при отлёте).
Но всё хорошее когда-то кончается и с 1 декабря 2021 г. стоимость авиабилетов бизнес-класса по Европе выросла до 1.000 – 1.400 €, а по Азии в эконом-классе стала не менее 2.200 €. Она просто вернулась к тем значениям, которые были до появления эксклюзивного предложения.
Предоставляемый стандартный WiFi в каютах с окном и балконом (1 устройство на человека) позволяет в любом месте корабля листать Интернет, пользоваться социальными сетями или электронной почтой. Для просмотра Ютуб каналов, видео-звонков или стриминга требуется премиальный Интернет, который бесплатно полагается только обитателям минимум полулюксов, а остальные должны за него доплачивать 29 $ в день.
По прибытии угощают шампанским, минибар в номере постоянно пополняется, в ванной используются туалетные принадлежности известного итальянского бренда Bvlgari.
Услуги SPA недаром. 50 минут массажа стоят от 200 $, час индивидуальных занятий с тренером по фитнесу - 120 $.
Главные контактные персоны из членов команды для круизёра это работающие по контракту дворецкий и стюард. Silversea официально информирует, что они чаевые не ожидают, но от них в качестве признания качественно выполненной работы отказываться не будут. Это явный намёк на то, что в случае „глубокой удовлетворённости“ их работой, что-то заплатить им было бы неплохо. Считается, что в таком случае не грех каждому заплатить из расчёта порядка 4 €/ночь (MSC Yacht Club рекомендует дворецкому и стюарду по 3-5 $/ночь, т.е. вполне сопоставимо). Один дворецкий приходится на 10-12 кают с окном или балконом, в обслуживании люксов пропорция несколько другая. Дворецкими у Silversea трудятся представители всех стран и континентов, к этой профессии допущены и женщины. Обычно они являются в той или иной степени выпускниками специальной Школы Дворецких в Великобритании. Нужен ли дворецкий пассажирам из кают с окном и балконом вопрос для меня открытый. Как написал один из круизёров: «Дворецкий путался под ногами и главной его заботой кажется было как можно чаще попадаться на глаза, чтобы потом претендовать на благодарность в виде чаевых». Мне эта точка зрения представляется обоснованной, но подтвердить или опровергнуть её можно будет только после круиза.
А вот для экскурсоводов на наземных экскурсиях круизная компания на своём сайте просто даёт конкретную рекомендацию о чаевых в размере 2.5 € на человека при коллективных экскурсиях на полдня (4 часа) и 5 € при экскурсиях на целый день. Эти два типа чаевых являются практически единственные расходы на борту корабля, если не посещать бутики, казино, 2 платных ресторана и совсем уж премиальный алкоголь не потреблять.
На кораблях имеются прачечные – самообслуживания, в которых гостям кают низших категория предоставляется бесплатно стиральный порошок и утюг, а для обитателей люксов дворецкий и саму стирку/глажку организует. В каждой кабине есть зонтик, фен, канцтовары. Также дворецкий предлагает помощь в распаковке при приезде и упаковке при отъезде багажа.
При заполнении корабельного манифеста можно указать желаемую подушку (всего предлагаются на выбор следующие типы подушек: buckwheat, body, aqua plush, fairfax, popular, prominent, pronounced, memory foam, которые отличающиеся наполнением, степенью жёсткости и размерами), а также имеющиеся пищевые аллергии, которые будут учтены при организации питания.
Флот Silversea состоит из 10 кораблей, четыре из которых (вместимостью от 100 до 270 пассажиров) экспедиционные. Все корабли были или построены после 2017 г. или, как минимум, за последние 3 года прошли полную реновацию. Обычные корабли представлены двумя классами разного размера и вместимости, два (Whisper и Shadow) рассчитаны на 388 пассажиров и четыре (Spirit, Muse, Moon и вводимый в эксплуатацию в марте 2022 г. Dawn) - на 600 пассажиров. Что касается самых дешёвых кают с панорамным окном Vista, то их по 26 на Whisper и Shadow и по 6 (причём три из них предназначены для инвалидов-колясочников и каждая из них в свою очередь соединена внутренней дверью с соседней каютой для обычных пассажиров) на Muse, Moon и Dawn. На Spirit таких кают 12 и они для инвалидов не предназначены.
У Silversea только на одном корабле, Silversea Muse, при необходимости организовывают Центр для детей и подростков от 6 до 16 лет.
Следующий корабль Nova поступает в эксплуатацию летом 2023 г. Это будет корабль нового класса на 728 пассажиров (556 членов экипажа), все каюты с балконами. В это же время один из экспедиционных кораблей компании Silver Explorer будет продан вновь образованной французской экспедиционной круизной компании Exploris, так что Silversea останется по-прежнему с 10 кораблями.
Экспедиционные круизы Silversea осуществляет на специальных небольших экспедиционных судах, которые посещают порты на всех континентах, недоступные обыкновенным круизным судам. На двух маленьких (100+ пассажиров) экспедиционных судах Origin и Explorer цены совсем неподъёмные, на рассчитанных на 250+ пассажиров судах Wind и Cloud весьма экзотические маршруты можно найти за относительно приемлемую стоимость. Отношение числа пассажиров к количеству членов экипажа самое минимальное, вплоть до 1.1:1. Это связано, не в последнюю очередь, с наличием в экипаже на этих кораблях специальной экспедиционной команды в 20+ человек. Она обеспечивают экскурсионную программу не только на суше, но и по воде на лодках Зодиак. Этой знаменитой французской маркой пользовался в своих путешествиях ещё известный исследователь мирового океана Жак Кусто. Это специальные надувные лодки с мотором и с жёстким корпусом, характеризующиеся высокой плавучестью и устойчивостью и используемые часто для военных целей. На лодке запросто размещается дюжина пассажиров. Таких лодок на каждом корабле имеется не менее 20. На них обычно осуществляется высадка на берег. Также желающие пассажиры могут заняться каякингом. Средний возраст пассажиров экспедиционных судов, как правило, ниже, чем обычных, хотя никакой особой физподготовки для круизёров на этих судах и не требуется. Поскольку в отдалённых местах плохо с медицинской помощью и в случае болезни/травмы пассажира придётся скомкать программу круиза и возвращаться в какой-то относительно большой город, то от пассажира такого круиза требуется бумага от лечащего врача о его физическом состоянии по определённому образцу. На экспедиционных кораблях практически нет развлечений и нет понятия дресс-кода. Часть одежды для экскурсий круизёры должны взять с собой на корабль, особенно это актуально для круизов в Арктику и Антарктику.
Каюты на экспедиционных кораблях имеют несколько меньшую площадь: Vista в 22 кв.м., кабина с балконом - 27 кв.м. Кают с панорамным окном на этих кораблях нет, зато кают типа Vista на них 14 на Wind и 24 на Cloud .
О корабле Silversea Spirit
Корабль Spirit был построен в 2009 г. и в 2018 г. в процессе реновации его разрезали, и в середину его была вставлена дополнительная секция. В результате корабль стал длиннее на 15 метров и прибавил в весе 800 тонн. Spirit c 608 пассажирами и 411 членами экипажа является самым большим кораблём флота Silversea. Его длина 210.7 м, 26.5 м максимальная ширина, крейсерская скорость 19.5 узлов
Все каюты на кораблях Silversea в официальных документах относятся к люксам. Для этого есть основания, поскольку:
• минимальная площадь кабины составляет 29 кв.м.;
• в каждой кабине есть мраморная ванна и душ;
• двуспальная (или две односпальных) кровать с шикарными матрацем и подушками;
• позволяющий войти внутрь стенной шкаф для одежды;
• большой письменный стол у стены, кресло, диван и большой телевизор.
Тем не менее, к настоящим люксам я бы их не отнёс. Итак, на Spirit представлены следующие категории кают:
• с большим окном Vista площадью 29 кв.м. на нижней палубе. Их всего 12;
• с панорамным окном Panorama площадью 31 кв. на более высокой палубе. Их всего 4;
• с балконом трёх типов (Classic, Superior, Deluxe). Такие каюты де факто представляют собой каюту Vista к которой пристроен балкон площадью 6 кв.м. Отличаются они только палубой, на которой располагаются: чем выше палуба, тем выше класс каюты и цена. Кают с балконом на корабле больше всего - 236;
• полулюкс Silver c одной спальней 69 кв.м.;
• люкс Silver c двумя спальнями площадью 100 кв.м.;
• люксы Royal, Grand и Owner’s с площадью от 92 до 174 кв.м. с одной и двумя спальнями, где может разместиться максимум 5 человек, общим числом 16.
С точки зрения стоимости каюты отличаются весьма существенно. Ниже приведены примерные цифры на 2022 г. для 1-недельного круиза по Средиземноморью (плюс относительно стоимости каюты более низкой категории): Panorama + 400 €, Veranda Classic + 400 €, Veranda Superior + 200 €, Veranda Deluxe + 200 €, полулюкс + 2.200 €, люксы от + 1.500 € за самый дешёвый до + 3.000 € за самый дорогой, двухкомнатный Owner’s Suite.
На каждой палубе, кроме самой нижней, располагается прачечная самообслуживания (Launderette). Ресторанов и кафе на борту Spirit всего 7, плюс 2 кафе и 6 баров. В двух из них - французском La Dame и японском Seishin – ужин будет стоить 60 $ и 40 $ c человека, соответственно. Оба эти ресторана маленькие, рассчитаны на 24 посадочных места, и их надо заранее заказывать. Заказывать места можно начиная со 120 дней и заканчивая за 2 дня до начала круиза. Два самых больших ресторана - Atlantide (специализируется на морепродуктах) и Indochine (вьетнамская и индийская кухни) - работают в режиме т.н. opening seating, т.е. гостей в них должны обслужить, когда бы они не пришли, если это происходит в рабочее время ресторана. Эти 4 ресторана располагаются на нижней четвёртой палубе вместе с каютами Vista.
Кроме того, дворецкий всегда готов накрыть стол непосредственно в кабине у круизёра (In Suite Dining) на основе весьма достойного меню с большим выбором.
О маркетинге Silversea
Маркетинг очень динамичный, быстро и существенно изменяется.
Два кругосветных круиза на 140 дней на январь-май 2023 и 2024 г.г. на корабле Silver Shadow были полностью раскуплены за несколько дней. По другим круизам, в частности, по Средиземноморью за день до отплытия ещё предлагаются каюты всех категорий, т.е. корабль будет явно заполнен не полностью.
Но это исключительные ситуации. Круиз объявляется в продажу где-то за 2,5 года. При бронировании обычно надо внести аванс в размере 25 % стоимости каюты в течении 7 рабочих дней, а остаток за 120 дней до отплытия. Сейчас в связи с эпидемией и размер аванса уменьшился и дата полной оплаты приблизилась к дня отплытия. В первой половине 2021 г. в разделе «Exclusive Offers» существовал подраздел «Early Booking Bonus bis 20 % off», при этом условием получения скидки в 20 % являлась полная оплата круиза сразу. С конца 2021 г. он был исключён, зато ввели два новых тарифа: Port-to-Port и Door-to-Door. Первый из них включает только нахождение на корабле (еда, развлечения, дворецкий) и, как правило, по 1 бесплатной экскурсии в каждом порту. По этому тарифу также был введён невозвратный депозит в 15 % (для жителей Германии и Австрии – 20 %) от стоимости круиза, также отсутствует 5 % скидка для уже плававших с Silversea (см. ниже). Второй тариф с возвратным депозитом включает полёт, трансферты, возможно и гостиницу на 1 ночь перед началом круиза. На сайте теперь чётко показано, что реально входит в предлагаемый тариф, недоразумения стали невозможны.
Параллельно круиз может быть размещён в подразделе «Special Single Fare. Single Occupancy Supplements at only 25%» (минимальная наценка на 1-местное размещение в стандартной 2-местной каюте, только на каюты с окном и балконом). Затем круиз исчезает из раздела «Special Single Fare», наценка увеличивается с 25 % до 50 %, потом до 70 %. В начале обычно раскупаются самые дорогие (люксы) и самые дешёвые (с окно и балконом на нижних палубах) каюты. Движение цены в обратном направлении, от большей наценки к меньшей, практически исключено. Т.е. если сегодня наценка 50 %, то завтра она не станет 25 %, а вот 70 % запросто.
Приведу конкретный пример. Мой круиз Лиссабон-Барселона в каюте Vista на апрель 2022 г. в мае 2021 г. стоил 3.040 € p.p. (2-местное размещение, с самолётом), в августе цена повысилась до 3.120 € p.p., а в сентябре до 3.280 € p.p. Затем в октябре цена выросла до 3.600 € p.p., а в середине ноября уже до 3.900 €. При этом 25 % наценка на 1-местное размещение в каюте Vista повысилась до 50 %, а потом и до 70 %. В результате, вместо 3.900 €, заплаченных за мою каюту в августе с учётом 1-местного размещения, в середине ноября пришлось бы заплатить 6.630 €.
Цены пересматриваются раз в квартал, последний раз это произошло 28 февраля. Повышение оказалось весьма неоднородным, в диапазоне 0 – 25 %. Чем ниже заполняемость круиза, тем меньше он дорожает. Т.е. заранее величина подорожания для клиента непредсказуема.
После первого круиза на Silversea круизёр получает статут Venetian Society Membership, который даёт 5 % скидку на порядка четверть из всех возможных последующих круизов. Как и в случае с соло путешественниками, Silversea пытается распространить эту скидку на круизы по всем основным направлениям. Чтобы получить скидку следующего уровня, уже в 10 % на все круизы, надо провести на борту Silversea 100 дней. Т.е. на двоих придётся «прокруизить» никак не меньше 80.000 €. Тем не менее, судя по отзывам на круизных сайтах, граждан с таким и даже ещё более высоким статутом достаточно много. Чтобы получить бесплатный 7-дневный круиз надо пробыть на борту 350 дней.
Если Venetian Society Member рекомендует своему знакомому, который до сих пор не плавал на Silversea, круиз на Silversea, то после его осуществления оба получают по 400 € скидку на их следующие круизы.
При покупке следующего круиза непосредственно на корабле, на него даётся 5 % скидка. Такая же скидка будет положена, если следующий круиз непосредственно стыкуется с предыдущим.
Практика upgrade каюты уже непосредственно на борту корабля в круизной компании существует, но она не формализована. Для этого надо при регистрации выразить соответствующее желание, и, если отвечающий за размещение на корабле Hotel Director примет такое решение, то upgrade для круизёра возможен как платный, так и бесплатный. Но в принципе Silversea не поощряет upgrade на корабле и он не гарантирован даже и в платном варианте.
Заполняемостью кораблей руководство Silversea на сегодня вполне довольно, поэтому введение вновь скидки за счёт полной досрочной оплаты круиза или last minute не планируется. Возможен бонус в несколько сотен € за счёт собственных средств круизного агента (часть получаемой им от Silversea скидки). Также намечается увеличение процента предложений круизов только с полётами (Door-to-Door).
На сайте Silversea довольно часто можно наблюдать такую ситуацию. Какая-то категория кают переходит в раздел Waiting List, т.е. она полностью распродана. Находится она в этом статусе пару недель, а потом опять оказывается доступной для покупки, причём по старой цене. Затем этот цикл повторяется. Якобы это связано с тем, что клиенты отказываются от старой брони каюты в связи с заказом каюты более высокого класса или по другой причине, и она опять маркируется как свободная. Этот ответ меня не слишком удовлетворил, но другого у меня нет.
Экскурсионная программа
C весны 2022 г. на всех круизах Silversea включена одна бесплатная экскурсия в каждом порту. В порту Silversea предлагает на выбор 3-6 бесплатных экскурсий (Included Shore Excursions) и несколько платных (Selected Shore Excursions). Платные обычно длинные и стоят от 150 $. Кроме того, в каждом порту есть Silver Shore Privato Excursions, это машина на двоих с шофёром-гидом стоимостью 600-700 $ за полдня (4 часа) и 1.000-1.100 $ за полный день (8 часов). По Европе среди бесплатных экскурсий преобладают 4-5 часовые экскурсии типа обзорных в первой половине дня. Во второй половине дня особенно экскурсий не предлагается, да и смысла нет. Утром круизёр встал, позавтракал, с 10 до 14 экскурсия, потом обед и после него удобно самостоятельно по городу погулять или на корабле чем-то заняться. Две включённые экскурсии в день, как предлагает Regent, просто бессмысленно. Бывают среди бесплатных и экскурсии на целый день (8 часов), но это скорее исключение. Стоимость 4-часовой включённой экскурсии формально составляет порядка 80 $, но она может быть и более дорогой, свыше 100 $. Хотя это обычно и не имеет значения, поскольку круизёрам они предоставляются бесплатно. А вот в Азии ситуация несколько иная. Там в число бесплатных часто входят и продолжающиеся полный день экскурсии. Так во Вьетнаме к ним относятся 8-часовые экскурсии по дельте реки Меконг во время стоянки в порту Хошимин или в бывшую имперскую столицу г. Хюэ во время стоянки в порту Чан Май.
Заказывать экскурсии можно за 180 дней до отплытия, одновременно с заполнением корабельного манифеста. Количество мест в конкретной экскурсии ограничено и приоритет получают те, кто раньше забронировал. Дефицитные экскурсии, как бесплатные, так и платные, могут быстро заканчиваться.
Silversea предоставляет своим клиентам также такую услугу как Pre & Post Cruise Extensions And Hotels, некоторую программу пребывания до круиза и после него. В Европе это обычно сводится к номерам в 4-5-звёздочных гостиницах в портах начала и конца круиза и соответствующим трансфертам, а также экскурсии после круиза на 2-3 ночи. В экзотических регионах, типа Азии или Латинской Америке, бывают и более содержательные программы пребывания на несколько дней с полётами на местных авиалиниях к расположенным более-менее близко различным существенным достопримечательностям, но стоимость их на сайте не приводится, надо специально связываться с ответственным за резервирование сотрудником. В любом случае эта услуга не из дешёвых.
На разных кораблях, следующих даже вплотную друг за другом по одному и тому же Средиземноморскому маршруту, набор предлагаемых бесплатных и платных экскурсий может несколько отличаться.
О региональных различиях по стоимости и бонусах
По ситуации на осень 2021 г. для 1-недельныго круиза стоимость в Западном Средиземноморье каюты Vista (без самолёта!) составляла за ночь порядка 400 € p.p., то в Восточном Средиземноморье порядка 450 € p.p., а в Северной Европе уже 500 € p.p. Ночь в круизе по Карибам обошлась бы в 400 € p.p., а Трансатлантика - 300 € p.p. Самой дешёвой оказалась Юго-Восточная Азия, где для круиза реально было найти цену за ночь в 250 € p.p. Например, в ноябре 2021 г. ещё можно было купить за 2.730 € p.p. круизы на 11 ночей Гонконг - Манила или Гонконг - Бангкок. Самая дорогая – Антарктида, порядка 1.000 p.p. Чего так люди рвутся в холод – мне понять сложно. Может быть потому, что я им с рождения на берегу Северного Ледовитого Океана наелся. Мать везли рожать на собаках, зато точно не перепутали в роддоме, поскольку не с кем было.
Самый дешёвые экспедиционный круиз по Европе на осень 2022 г на 10 ночей Мальта-Лиссабон стоил в кабине Vista корабля Silver Cloud 4.640 € p.p. без самолёта. Гораздо более интересный маршрут Гуаякиль-Вальараисо на ноябрь 2022 г., 11 ночей вдоль Тихоокеанского побережья Латинской Америки с самолётом и тоже 20 % скидкой обошёлся бы в кабине Vista корабля Silver Wind в 5.640 € p.p. Вообще, вдоль побережья Латинской Америки и в Европе экспедиционные круизы с самолётом стоят практически одинаково, несмотря на большую разницу в стоимости авиабилетов. Неделя на Галапагосских островах с самолётом стоила от 9.000 € р.р., с такого же уровня начинаются экспедиционные круизы по Азии и Австралии.
Цены на обычные круизы с 1 декабря 2021 г. увеличились незначительно. По-прежнему, каюту Vista по Европе из расчёта 400 €/ночь р.р. можно было найти, и по Азии был один круиз 2-недельный Сингапур - Сингапур в ноябре-декабре 2022 г. на корабле Silver Shadow из расчёта 250 €/ночь р.р. А вот цены на экспедиционные круизы выросли на 10 % или 20 % из-за отмены скидки «Early Booking Bonus bis 20 % off».
Сайт Silversea бонусов дополнительных не даёт. На других сайтах их тоже предлагают совсем немного. Так для моего случая максимальную, хоть и мало вдохновляющую, сумму бонуса на траты на корабле в 80 $ предлагал сайт seecanner.
Всем известный на сайте агент Алекс оперирует на американском рынке и круизы Silversea продаёт только с вылетом из Америки или без полёта. Базовая цена у него в долларах в пересчёте по текущему тогда обменному курсу €/$ оказалась практически равной предложению с сайта Silversea. А вот бонус на траты на корабле мне он предложил ровно в пять раз больше - 400 $. При 2-местном размещении в Vista на этот круиз бонус от Алекса составлял бы 800 $. Но после некоторого размышления я решил взять всё-таки круиз непосредственно от круизной компании. В связи с эпидемией ковида и возможностью отмены круизов надёжнее и круиз и полёт брать от Silversea. Кроме того, не будет головной боли, на что потратить этот бонус на борту: дорогой алкоголь и специальные рестораны оценит не каждый, дополнительные экскурсии практически невозможны, Остаются платные рестораны, массаж в SPA и т.п. услуги не первой необходимости.
По поводу круиза Сингапур-Сингапур без полёта, оказалось, что цена у Алекса на американском рынке оказалась прилично выше, чем на сайте Silversea для европейского рынка. Но в принципе, при покупке круиза Silversea без полёта стоит поинтересоваться ценой у Алекса, хуже не будет.
Разные мелочи
Бесплатные трансферты от дома до аэропорта при убытии в круиз и из аэропорта прибытия после круиза до дома (т.н. executive transfer, не путать с трансфертом из аэропорта на корабль и с корабля в аэропорт) предоставляются в случае, если расстояние между домом и аэропортом составляет не больше 80 км. Иначе придётся за этот трансферт доплачивать. Осуществляет такие трансферты по Европе и Северной Америке Limousine Service Blacklane - постоянный партнёр Silversea. Они подгоняют клиенту Мерседес представительского класса на трёх пассажиров и два места багажа стоимостью порядка 80.000 € и не старше 3 лет. Если этого недостаточно, то предложат соответствующий микроавтобус на 5 гостей. Дозвониться туда практически невозможно, всё общение идёт через интернет и чат у них весьма эффективный. За час до подачи машины имя и телефон шофёра скидываются по электронной почте и СМС. Чаевые шофёру необязательны, если самолёт запаздывает при возвращении, то время подачи машины автоматически корректируется. В апреле появилась новая фишка: обязательное включение executive transfer в круизы, продающиеся без полёта и, соответственно, трансфертами между кораблём и аэропортами.
Деньги за круиз были переведены 23 августа. Жду подтверждения, а его всё нет. Захожу на сайт, а там висит объявление: «We apologize as we are currently experiencing a system outage». И в колл-центре фирмы подтвердить получение платежа не смогли, так как база данных была недоступна. Сайт лежал 10 дней и подтверждение я получил только 9 сентября. Но опасений, что Silversea, получив мой перевод, на радостях начнёт банкротиться, чтобы ничего не возвращать, у меня не возникало.
Наличные евро на борту не принимают, только доллары или оплата по банковской карте.
До марта 2023 г. продлено действие автоматической ковидной страховки. В случае невозможности из-за эпидемии пассажиру прибыть на корабль или в случае подтверждённого его заболевания ковидом в течение 30 дней до отплытия, он получает полную компенсацию от круизной компании.
Часть 1. Подготовка
Vorfreude ist besser als Nachfreude
Немецкая пословица, краткий канонический перевод
которой на русский язык отсутствует. По смыслу:
Радостные ощущения, испытываемые до наступления долгожданного события,
могут оказаться более сильными, чем после его совершения
Резюме
В качестве цели настоящего отчёта я поставил себе задачу максимально подробно описать - на основе как анализа многочисленных материалов из Интернета, так и личных впечатлений - различные особенности организации и протекания круизов на кораблях люксовой компании Silversea. Ознакомившись с ними, находящиеся в теме читатели настоящего сайта смогут принять рациональное решение, стоит ли им идти в круиз на одном из кораблей этой круизной компании, оценив её многочисленные достоинства и некоторые недостатки.
Введение
Интерес мой к круизам проявился в начале 2012 г., когда я достаточно случайно оказался на Aida во время недельного круиза по Канарским островам. Понравилось, и до 2014 года последовало ещё три недельных круиза на MSC и Aida по самым ходовым маршрутам (Западное Средиземноморье, Балтийское море, Фьорды Норвегии). Речь шла о внутренних каютах, что и естественно для малоимущего совка.
Потом по семейным обстоятельствам сел я на цепь, когда даже на неделю уехать было невозможно. Освободился я только осенью 2021 г. За это время произошли в моей жизни разные события. В том числе достиг я пенсионного возраста и получил небольшое наследство. А что делать с наследством «молодому» пенсионеру, у которого все бытовые проблемы решены и помогать особенно некому? Правильно, потратить на круизы!
Во время вынужденного простоя времени свободного для пребывания в Интернете у меня было много, и я достаточно внимательно следил за основными европейскими сайтами по продаже круизов (dreamlines, e-hoi, seascanner, kreuzfahrten), благо с чтением на английском и немецком проблем у меня нет. С 2018 г. регулярно читаю и сайт navimba. На нём я почерпнул много для себя интересного как от круизных агентов, так и от пользователей. Также неоднократные общения с колл-центром компании, а потом и на корабле, помогли мне прояснить некоторые любопытные логистические и маркетинговые вопросы изложенные ниже. А подробные описания кораблей, многочисленные ролики по конкретным круизам итак представлены в Интернете в большом количестве. Предпочтения и эмоции дело сугубо личное, на вкус и цвет…
Круизные компании в зеркале своих клиентов
До эпидемии на популярном сайте cruise critic был раздел member reviews, где отзывы круизёров группировались по круизным компаниям, и давалась общая оценка круиза по 5-бальной шкале: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо, ужасно. Сейчас на этом сайте всё изменилось и заниматься анализом менее удобно.
Я выбросил удовлетворительные отзывы и соединил в одну группу отличные и хорошие, а в другую плохие и ужасные отзывы. Ниже приведена итоговая таблица. Поскольку число отзывов по всем компаниям велико, то и полученные цифры представляются достаточно правдоподобными.
Компания/звёзды Число отзывов % отлично/ хорошо % плохо/ ужасно
Costa 3-4 1.600 47 33
MSC 4 4.000 53 30
RCI 4 1.430 69 11
Prinzess 4-4.5 15.200 70 11
NCL 4-4.5 1.500 66 11
HAL 4-4.5 8.160 71 12
Celebrity 4-4.5 13.800 77 8
Azamara 4.5 530 84 5
Oceania 4.5 1.770 73 11
Cunard 5 1.100 66 15
RSSC 5.5 890 63 17
Результаты по рейтингу компаний с большими кораблями практически полностью совпадают с данными большого опроса проведённого в Великобритании в 2018 г. Лидерство в «антирейтинге» Costa и MSC мало удивительно, это ожидаемое событие. А вот достаточно высокий процент отрицательных отзывов у Cunard и особенно RSSC, позиционирующего себя, и не без оснований, как лидера среди люксовых круизных компаний, меня озадачил. Я попробовал понять, чем же клиенты RSSC недовольны, для чего понадобилось читать уже сами тексты отзывов. Оказалось, что с моей точки зрения претензии можно разбить на примерно две равных категории.
Первая это надуманные претензии, например:
• „официанты недостаточно вышколены и медленно подбегают налить вино в бокал“. Мой комментарий - совсем буржуи обнаглели;
• „когда мы 12 лет назад начинали плавать на RSSC, то всё обслуживание было на более высоком уровне“. Мой комментарий – неконкретно, скорее всего просто 12 лет назад они ещё были молодыми пенсионерами и не такими раздражительными, как в более почтенном возрасте.
Вторую категорию составляют на самом деле обоснованные претензии для люксовой компании, например:
• экскурсовод во время экскурсий в азиатских странах говорил на английском с таким местным акцентом, что коренные американцы и англичане понять его практически не могли;
• в кабине стоимостью 3.000 $/день на починку телевизора ушло 4 дня;
• пришлось самим тащить вещи по трапу при посадке на корабль на глазах у членов команды.
Как обычно, есть и промежуточные варианты. Не могу решить, является ли 15-минутная очередь за кофе на завтраке достаточным основанием для отрицательного отзыва или нет.
Люксовые круизные компании
Пенсию я заработал не бог весь какую. На скромную жизнь достаточно, а вот на круизы не очень. Разве что раз в год на Косте или MSC в каюте с окном. Но наследство ситуацию изменило. Соотнёс я его размер с моим сроком дожития и стоимостью круизов и пришёл к выводу, что если ориентироваться на дешёвые каюты без балкона, а с окном, то вполне можно подумать о поездках на люксовой компании.
Среди англоязычные люксовых компаний наиболее известна т.н. «Большая Четвёрка»: RSSC (Regent), Silversea, Seabourn, Crystal. Последний бренд принадлежит китайскому холдингу Genting Hong Kong, который объявил в январе 2022 г. банкротство, так что его будущая судьба неизвестна. К ним примыкают немецкоязычная Hapag - Lloyd и франкоязычная Ponant. Отдельный класс составляют люксовые парусные суда,
по которым мне сказать нечего. Есть ещё крупная американская компания Viking Ocean Cruises с шестью практически одинаковыми кораблями на 930-940 пассажиров и маршрутами по всему миру. Она держится особняком, располагается по предлагаемым услугам на борту и цене где-то между Upper Premium (к которому относятся, в частности, Azamara и Oceania) и Luxus классами. Круизы её не продаются на европейских маркетинговых сайтах и в Европе, а уж тем более в странах бывшего СССР, она не слишком известна.
Как правило, у всех компаний Большой Четвёрки в стоимость круиза входит бесплатный алкоголь (кроме самого дорогого), чаевые, Интернет (у Seabourn только с лета 2021 г.), предоставляются шикарные каюты и кормление в хороших ресторанах, круглосуточное обслуживание в каюте. Вечерняя развлекательная программа относительно высокого класса, учитывая небольшие размеры кораблей, не всегда позволяет организовывать полномасштабные а-ля голливудские шоу. Количество пассажиров на корабле варьируется от 100 до 1000. Отличительным признаком люксовой компании является минимальное количество пассажиров на одного члена команды (вплоть до 1,2:1). Смокинги (минимум тёмный костюм с галстуком) и вечерние платья обязательно требуются пассажирам только во время формальных мероприятий обычно 1 раз в неделю. Порядка 50 % пассажиров кораблей Большой Четвёрки составляют американцы, средний возраст круизёров 60+ (по всем круизам 47 лет). Эти параметры сильно варьируются в зависимости от маршрута, длительности круиза и т.п. Иногда бывает несколько десятков детей на корабле, а иногда их нет вовсе. Так один 40-летний круизёр пишет о своём впечатлении от плавания на RSSC: «Средний возраст пассажиров на корабле явно был 70+. Никогда не видел столько собранных в одном месте граждан, скажем мягко, с некоторыми нарушениями опорно-двигательной системы, которые использовали для ходьбы костыли, ходунки, роляторы и прочие приспособления». Это, по всей видимости, ортопедическое отделение какой-то нью-йоркской частной больницы для престарелых миллионеров выехало на недельную экскурсию по океану.
Что касается качества еды, то за последние годы в круизных компаниях premium/ ultra-premium оно значительно улучшилась и разрыв с люксовыми компаниями по этому параметру теперь не такой большой. Хотя, например, на Silversea на круизах чёрная икра, по крайней мере до эпидемии ковида, была нередким лакомством, что для компаний более низкого класса в бюджет на еду явно не вписывалось.
Почему Silversea
Начну с динамики цен люксовых круизных компаний. Ещё в 2017 г. RSSC был самым дорогим, потом на одном уровне цен были Silversea и Seabourn и ещё немного дешевле Crystal. Если взять в качестве примера 8-дневный (7 ночей) круиз по Средиземному морю без самолёта в каюте с окном, то можно было при удаче отловить стоимость кабины с окном (здесь и ниже речь идёт о стоимости на человека при двухместном размещении) порядка 300 €/ночь p.p. на RSSC, 280 €/ночь p.p. на Silversea и Seabourn.
Вообще на сайтах по продаже круизов или у агентов серьёзные скидки по сравнению с ценами на сайте круизных компаний бывают крайне редко, обычно предлагают только бонус на траты на корабле.
По состоянию на осень 2021 г. цены за 4 года выросли по-разному. У Seabourne совсем крышу сорвало, одна неделя по Средиземноморью в 2022 г. стоит минимум 3.800 € p.p. с окном или 4.300 € p.p. с балконом и это без включённых экскурсий. Единственное дешёвое предложение от Seabourne было Лиссабон – Канарские острова – Лиссабон на 10 ночей в марте 2022 г. с балконом за 3.000 € p.p. RSSC предлагал 9 ночей Рим-Венеция в хороший сезон (с 3 октября 2022 г.) с балконом за 4.080 € p.p. Справедливости ради надо сказать, что это было единственное такого рода предложения, остальные начинаются от 600 €/ночь p.p. У Silversea же 7 ночей по этому региону стандартно стоили где-то 2.800 € p.p. с окном и 3.600 € p.p. с балконом.
У Silversea есть и другие приятные особенности, в том числе:
• Максимальное количество кораблей (10) и, соответственно, максимальное количество маршрутов и посещаемых портов;
• Минимальная (25 %) наценка за 1-местное размещение в двухместной каюте низших категорий до балкона включительно. Причём таких предложений на самом деле немало, до 20 % общего количества круизов. При этом компания пытается делать такие наценки хотя бы на несколько круизов по каждому из основных круизных направлений, чтобы у соло круизёров была возможность всюду побывать. У Regent была и 10 % наценка, но только на 1 (один) круиз, а так обычно 50 % наценка;
• Наличие дворецкого (butler) в каютах всех классов: у остальных люксовых компаний дворецкий положен только начиная с каюты уровня полулюкса;
• Начиная с июня 2022 г. в стоимость круиза включена одна экскурсия в каждом порту (экскурсии автоматически включены ещё только у RSSC). Хотя редко, но бывают и исключения, т.е. надо обязательно проверять!
Ехать сразу куда-то далеко не решился, надо, думаю, со старушки Европы начать. В августе 2021 г. на сайте Silversea предложение на 7 ночей с 31 марта 2022 г. на корабле Silversea Spirit по маршруту Лиссабон – Барселона с двумя новыми для меня городами (Валенсия и Картахена) начало дорожать и я решился. Стоимость стала 2.720 € p.p. для каюты с окном (каюта с балконом стоила минимум 3.440 € р.р.) при полной оплате до 31 августа 2021 г. За 2-местную каюту с окном на одного человека с учётом всего 25 % наценки плюс полёт в бизнес-классе из любого крупного европейского аэропорта с 4 трансфертами (дом - аэропорт убытия, аэропорт прибытия - корабль, корабль - аэропорт убытия, аэропорт прибытия – дом) заплатить мне пришлось 3.900 €.
Для сравнения. Аналогичный маршрут на 2022 г. по состоянию на август 2021 г. при двухместном размещении на Seabourne стоил 4.300 € p.p. в кабине с окном, у RSSC - 4.150 € р.р. в кабине с балконом.
Ещё немного о компании Silversea
Основанная в 1994 г. компания Silversea была в 2018 г. куплена холдингом RCI
исходя из стоимости бренда в 2 млрд $. Холдинг имеет штаб-квартиру в США и является также владельцем брендов Royal Caribbean International, Celebrity Cruises, Silversea Cruises, 50% TUI Cruises. До недавнего времени к холдингу относился и бренд Azamara. Второму в мире по величине круизному холдингу до эпидемии принадлежало около 19 % мирового рынка морских круизов.
Девиз круизной компании – «Каждый человек уникален, поэтому мы делаем уникальным путешествие каждого из наших гостей». Она признана новатором среди люксовых линий, предлагая гостям атмосферу праздничности и непринужденной элегантности, а также неординарные удобства на борту.
Центральный европейский офис Silversea располагается в Лондоне, там же находится главный европейский колл-центр (тел. 044 20 7340 0776). Есть и дополнительные колл-центры в 14 европейских странах, США, Австралии, Японии, где клиента смогут обслужить на местном языке. В частности, в Германии такой центр располагается во Франкфурте на Майне (тел. 0049 69 2222 12283). Причём дозвониться в колл-центр относительно легко.
Silversea предлагает находящемся в Европе круизёрам возможность дополнительно билеты на самолёт из любого крупного европейского аэропорта. До 1 декабря 2021 г. клиентам предлагались совершенно эксклюзивные условия при полётах по Европе. Независимо от реальных маршрутов, Silversea брала паушально 400 € билеты на полёт туда и обратно с компанией Lufthansa бизнес-классом плюс 4 трансферта. А разница между стоимостями билетов эконом- и бизнес-классов составляет у Lufthansa где-то три раза. Обычно билет Lufthansa по Европе на полёт в одну сторону при покупке за полгода до вылета стоит порядка 100 € эконом - (без багажа) - и около 300 € бизнес-классом. Связать напрямую большинство европейских аэропортов друг с другом без пересадки невозможно. Поэтому Lufthansa имеет два центральных хаб-аэропорта в Мюнхене и Франкфурте-на-Майне, куда свозятся пассажиры из разных городов, а потом уже они вылетают вместе в город назначения. Для круизов в Латинскую Америку или Азию стоимость даже предлагавшихся до 1 декабря 2021 г. Silversea билетов эконом-класса на самолёт, порядка 1.500 €, не являлась особенно выгодной, даже если иметь ввиду, что в неё входили ещё ночь в гостинице по прилёте перед началом круиза и три трансферта на месте (аэропорт-гостиница и гостиница – корабль при прилёте, а также корабль-аэропорт при отлёте).
Но всё хорошее когда-то кончается и с 1 декабря 2021 г. стоимость авиабилетов бизнес-класса по Европе выросла до 1.000 – 1.400 €, а по Азии в эконом-классе стала не менее 2.200 €. Она просто вернулась к тем значениям, которые были до появления эксклюзивного предложения.
Предоставляемый стандартный WiFi в каютах с окном и балконом (1 устройство на человека) позволяет в любом месте корабля листать Интернет, пользоваться социальными сетями или электронной почтой. Для просмотра Ютуб каналов, видео-звонков или стриминга требуется премиальный Интернет, который бесплатно полагается только обитателям минимум полулюксов, а остальные должны за него доплачивать 29 $ в день.
По прибытии угощают шампанским, минибар в номере постоянно пополняется, в ванной используются туалетные принадлежности известного итальянского бренда Bvlgari.
Услуги SPA недаром. 50 минут массажа стоят от 200 $, час индивидуальных занятий с тренером по фитнесу - 120 $.
Главные контактные персоны из членов команды для круизёра это работающие по контракту дворецкий и стюард. Silversea официально информирует, что они чаевые не ожидают, но от них в качестве признания качественно выполненной работы отказываться не будут. Это явный намёк на то, что в случае „глубокой удовлетворённости“ их работой, что-то заплатить им было бы неплохо. Считается, что в таком случае не грех каждому заплатить из расчёта порядка 4 €/ночь (MSC Yacht Club рекомендует дворецкому и стюарду по 3-5 $/ночь, т.е. вполне сопоставимо). Один дворецкий приходится на 10-12 кают с окном или балконом, в обслуживании люксов пропорция несколько другая. Дворецкими у Silversea трудятся представители всех стран и континентов, к этой профессии допущены и женщины. Обычно они являются в той или иной степени выпускниками специальной Школы Дворецких в Великобритании. Нужен ли дворецкий пассажирам из кают с окном и балконом вопрос для меня открытый. Как написал один из круизёров: «Дворецкий путался под ногами и главной его заботой кажется было как можно чаще попадаться на глаза, чтобы потом претендовать на благодарность в виде чаевых». Мне эта точка зрения представляется обоснованной, но подтвердить или опровергнуть её можно будет только после круиза.
А вот для экскурсоводов на наземных экскурсиях круизная компания на своём сайте просто даёт конкретную рекомендацию о чаевых в размере 2.5 € на человека при коллективных экскурсиях на полдня (4 часа) и 5 € при экскурсиях на целый день. Эти два типа чаевых являются практически единственные расходы на борту корабля, если не посещать бутики, казино, 2 платных ресторана и совсем уж премиальный алкоголь не потреблять.
На кораблях имеются прачечные – самообслуживания, в которых гостям кают низших категория предоставляется бесплатно стиральный порошок и утюг, а для обитателей люксов дворецкий и саму стирку/глажку организует. В каждой кабине есть зонтик, фен, канцтовары. Также дворецкий предлагает помощь в распаковке при приезде и упаковке при отъезде багажа.
При заполнении корабельного манифеста можно указать желаемую подушку (всего предлагаются на выбор следующие типы подушек: buckwheat, body, aqua plush, fairfax, popular, prominent, pronounced, memory foam, которые отличающиеся наполнением, степенью жёсткости и размерами), а также имеющиеся пищевые аллергии, которые будут учтены при организации питания.
Флот Silversea состоит из 10 кораблей, четыре из которых (вместимостью от 100 до 270 пассажиров) экспедиционные. Все корабли были или построены после 2017 г. или, как минимум, за последние 3 года прошли полную реновацию. Обычные корабли представлены двумя классами разного размера и вместимости, два (Whisper и Shadow) рассчитаны на 388 пассажиров и четыре (Spirit, Muse, Moon и вводимый в эксплуатацию в марте 2022 г. Dawn) - на 600 пассажиров. Что касается самых дешёвых кают с панорамным окном Vista, то их по 26 на Whisper и Shadow и по 6 (причём три из них предназначены для инвалидов-колясочников и каждая из них в свою очередь соединена внутренней дверью с соседней каютой для обычных пассажиров) на Muse, Moon и Dawn. На Spirit таких кают 12 и они для инвалидов не предназначены.
У Silversea только на одном корабле, Silversea Muse, при необходимости организовывают Центр для детей и подростков от 6 до 16 лет.
Следующий корабль Nova поступает в эксплуатацию летом 2023 г. Это будет корабль нового класса на 728 пассажиров (556 членов экипажа), все каюты с балконами. В это же время один из экспедиционных кораблей компании Silver Explorer будет продан вновь образованной французской экспедиционной круизной компании Exploris, так что Silversea останется по-прежнему с 10 кораблями.
Экспедиционные круизы Silversea осуществляет на специальных небольших экспедиционных судах, которые посещают порты на всех континентах, недоступные обыкновенным круизным судам. На двух маленьких (100+ пассажиров) экспедиционных судах Origin и Explorer цены совсем неподъёмные, на рассчитанных на 250+ пассажиров судах Wind и Cloud весьма экзотические маршруты можно найти за относительно приемлемую стоимость. Отношение числа пассажиров к количеству членов экипажа самое минимальное, вплоть до 1.1:1. Это связано, не в последнюю очередь, с наличием в экипаже на этих кораблях специальной экспедиционной команды в 20+ человек. Она обеспечивают экскурсионную программу не только на суше, но и по воде на лодках Зодиак. Этой знаменитой французской маркой пользовался в своих путешествиях ещё известный исследователь мирового океана Жак Кусто. Это специальные надувные лодки с мотором и с жёстким корпусом, характеризующиеся высокой плавучестью и устойчивостью и используемые часто для военных целей. На лодке запросто размещается дюжина пассажиров. Таких лодок на каждом корабле имеется не менее 20. На них обычно осуществляется высадка на берег. Также желающие пассажиры могут заняться каякингом. Средний возраст пассажиров экспедиционных судов, как правило, ниже, чем обычных, хотя никакой особой физподготовки для круизёров на этих судах и не требуется. Поскольку в отдалённых местах плохо с медицинской помощью и в случае болезни/травмы пассажира придётся скомкать программу круиза и возвращаться в какой-то относительно большой город, то от пассажира такого круиза требуется бумага от лечащего врача о его физическом состоянии по определённому образцу. На экспедиционных кораблях практически нет развлечений и нет понятия дресс-кода. Часть одежды для экскурсий круизёры должны взять с собой на корабль, особенно это актуально для круизов в Арктику и Антарктику.
Каюты на экспедиционных кораблях имеют несколько меньшую площадь: Vista в 22 кв.м., кабина с балконом - 27 кв.м. Кают с панорамным окном на этих кораблях нет, зато кают типа Vista на них 14 на Wind и 24 на Cloud .
О корабле Silversea Spirit
Корабль Spirit был построен в 2009 г. и в 2018 г. в процессе реновации его разрезали, и в середину его была вставлена дополнительная секция. В результате корабль стал длиннее на 15 метров и прибавил в весе 800 тонн. Spirit c 608 пассажирами и 411 членами экипажа является самым большим кораблём флота Silversea. Его длина 210.7 м, 26.5 м максимальная ширина, крейсерская скорость 19.5 узлов
Все каюты на кораблях Silversea в официальных документах относятся к люксам. Для этого есть основания, поскольку:
• минимальная площадь кабины составляет 29 кв.м.;
• в каждой кабине есть мраморная ванна и душ;
• двуспальная (или две односпальных) кровать с шикарными матрацем и подушками;
• позволяющий войти внутрь стенной шкаф для одежды;
• большой письменный стол у стены, кресло, диван и большой телевизор.
Тем не менее, к настоящим люксам я бы их не отнёс. Итак, на Spirit представлены следующие категории кают:
• с большим окном Vista площадью 29 кв.м. на нижней палубе. Их всего 12;
• с панорамным окном Panorama площадью 31 кв. на более высокой палубе. Их всего 4;
• с балконом трёх типов (Classic, Superior, Deluxe). Такие каюты де факто представляют собой каюту Vista к которой пристроен балкон площадью 6 кв.м. Отличаются они только палубой, на которой располагаются: чем выше палуба, тем выше класс каюты и цена. Кают с балконом на корабле больше всего - 236;
• полулюкс Silver c одной спальней 69 кв.м.;
• люкс Silver c двумя спальнями площадью 100 кв.м.;
• люксы Royal, Grand и Owner’s с площадью от 92 до 174 кв.м. с одной и двумя спальнями, где может разместиться максимум 5 человек, общим числом 16.
С точки зрения стоимости каюты отличаются весьма существенно. Ниже приведены примерные цифры на 2022 г. для 1-недельного круиза по Средиземноморью (плюс относительно стоимости каюты более низкой категории): Panorama + 400 €, Veranda Classic + 400 €, Veranda Superior + 200 €, Veranda Deluxe + 200 €, полулюкс + 2.200 €, люксы от + 1.500 € за самый дешёвый до + 3.000 € за самый дорогой, двухкомнатный Owner’s Suite.
На каждой палубе, кроме самой нижней, располагается прачечная самообслуживания (Launderette). Ресторанов и кафе на борту Spirit всего 7, плюс 2 кафе и 6 баров. В двух из них - французском La Dame и японском Seishin – ужин будет стоить 60 $ и 40 $ c человека, соответственно. Оба эти ресторана маленькие, рассчитаны на 24 посадочных места, и их надо заранее заказывать. Заказывать места можно начиная со 120 дней и заканчивая за 2 дня до начала круиза. Два самых больших ресторана - Atlantide (специализируется на морепродуктах) и Indochine (вьетнамская и индийская кухни) - работают в режиме т.н. opening seating, т.е. гостей в них должны обслужить, когда бы они не пришли, если это происходит в рабочее время ресторана. Эти 4 ресторана располагаются на нижней четвёртой палубе вместе с каютами Vista.
Кроме того, дворецкий всегда готов накрыть стол непосредственно в кабине у круизёра (In Suite Dining) на основе весьма достойного меню с большим выбором.
О маркетинге Silversea
Маркетинг очень динамичный, быстро и существенно изменяется.
Два кругосветных круиза на 140 дней на январь-май 2023 и 2024 г.г. на корабле Silver Shadow были полностью раскуплены за несколько дней. По другим круизам, в частности, по Средиземноморью за день до отплытия ещё предлагаются каюты всех категорий, т.е. корабль будет явно заполнен не полностью.
Но это исключительные ситуации. Круиз объявляется в продажу где-то за 2,5 года. При бронировании обычно надо внести аванс в размере 25 % стоимости каюты в течении 7 рабочих дней, а остаток за 120 дней до отплытия. Сейчас в связи с эпидемией и размер аванса уменьшился и дата полной оплаты приблизилась к дня отплытия. В первой половине 2021 г. в разделе «Exclusive Offers» существовал подраздел «Early Booking Bonus bis 20 % off», при этом условием получения скидки в 20 % являлась полная оплата круиза сразу. С конца 2021 г. он был исключён, зато ввели два новых тарифа: Port-to-Port и Door-to-Door. Первый из них включает только нахождение на корабле (еда, развлечения, дворецкий) и, как правило, по 1 бесплатной экскурсии в каждом порту. По этому тарифу также был введён невозвратный депозит в 15 % (для жителей Германии и Австрии – 20 %) от стоимости круиза, также отсутствует 5 % скидка для уже плававших с Silversea (см. ниже). Второй тариф с возвратным депозитом включает полёт, трансферты, возможно и гостиницу на 1 ночь перед началом круиза. На сайте теперь чётко показано, что реально входит в предлагаемый тариф, недоразумения стали невозможны.
Параллельно круиз может быть размещён в подразделе «Special Single Fare. Single Occupancy Supplements at only 25%» (минимальная наценка на 1-местное размещение в стандартной 2-местной каюте, только на каюты с окном и балконом). Затем круиз исчезает из раздела «Special Single Fare», наценка увеличивается с 25 % до 50 %, потом до 70 %. В начале обычно раскупаются самые дорогие (люксы) и самые дешёвые (с окно и балконом на нижних палубах) каюты. Движение цены в обратном направлении, от большей наценки к меньшей, практически исключено. Т.е. если сегодня наценка 50 %, то завтра она не станет 25 %, а вот 70 % запросто.
Приведу конкретный пример. Мой круиз Лиссабон-Барселона в каюте Vista на апрель 2022 г. в мае 2021 г. стоил 3.040 € p.p. (2-местное размещение, с самолётом), в августе цена повысилась до 3.120 € p.p., а в сентябре до 3.280 € p.p. Затем в октябре цена выросла до 3.600 € p.p., а в середине ноября уже до 3.900 €. При этом 25 % наценка на 1-местное размещение в каюте Vista повысилась до 50 %, а потом и до 70 %. В результате, вместо 3.900 €, заплаченных за мою каюту в августе с учётом 1-местного размещения, в середине ноября пришлось бы заплатить 6.630 €.
Цены пересматриваются раз в квартал, последний раз это произошло 28 февраля. Повышение оказалось весьма неоднородным, в диапазоне 0 – 25 %. Чем ниже заполняемость круиза, тем меньше он дорожает. Т.е. заранее величина подорожания для клиента непредсказуема.
После первого круиза на Silversea круизёр получает статут Venetian Society Membership, который даёт 5 % скидку на порядка четверть из всех возможных последующих круизов. Как и в случае с соло путешественниками, Silversea пытается распространить эту скидку на круизы по всем основным направлениям. Чтобы получить скидку следующего уровня, уже в 10 % на все круизы, надо провести на борту Silversea 100 дней. Т.е. на двоих придётся «прокруизить» никак не меньше 80.000 €. Тем не менее, судя по отзывам на круизных сайтах, граждан с таким и даже ещё более высоким статутом достаточно много. Чтобы получить бесплатный 7-дневный круиз надо пробыть на борту 350 дней.
Если Venetian Society Member рекомендует своему знакомому, который до сих пор не плавал на Silversea, круиз на Silversea, то после его осуществления оба получают по 400 € скидку на их следующие круизы.
При покупке следующего круиза непосредственно на корабле, на него даётся 5 % скидка. Такая же скидка будет положена, если следующий круиз непосредственно стыкуется с предыдущим.
Практика upgrade каюты уже непосредственно на борту корабля в круизной компании существует, но она не формализована. Для этого надо при регистрации выразить соответствующее желание, и, если отвечающий за размещение на корабле Hotel Director примет такое решение, то upgrade для круизёра возможен как платный, так и бесплатный. Но в принципе Silversea не поощряет upgrade на корабле и он не гарантирован даже и в платном варианте.
Заполняемостью кораблей руководство Silversea на сегодня вполне довольно, поэтому введение вновь скидки за счёт полной досрочной оплаты круиза или last minute не планируется. Возможен бонус в несколько сотен € за счёт собственных средств круизного агента (часть получаемой им от Silversea скидки). Также намечается увеличение процента предложений круизов только с полётами (Door-to-Door).
На сайте Silversea довольно часто можно наблюдать такую ситуацию. Какая-то категория кают переходит в раздел Waiting List, т.е. она полностью распродана. Находится она в этом статусе пару недель, а потом опять оказывается доступной для покупки, причём по старой цене. Затем этот цикл повторяется. Якобы это связано с тем, что клиенты отказываются от старой брони каюты в связи с заказом каюты более высокого класса или по другой причине, и она опять маркируется как свободная. Этот ответ меня не слишком удовлетворил, но другого у меня нет.
Экскурсионная программа
C весны 2022 г. на всех круизах Silversea включена одна бесплатная экскурсия в каждом порту. В порту Silversea предлагает на выбор 3-6 бесплатных экскурсий (Included Shore Excursions) и несколько платных (Selected Shore Excursions). Платные обычно длинные и стоят от 150 $. Кроме того, в каждом порту есть Silver Shore Privato Excursions, это машина на двоих с шофёром-гидом стоимостью 600-700 $ за полдня (4 часа) и 1.000-1.100 $ за полный день (8 часов). По Европе среди бесплатных экскурсий преобладают 4-5 часовые экскурсии типа обзорных в первой половине дня. Во второй половине дня особенно экскурсий не предлагается, да и смысла нет. Утром круизёр встал, позавтракал, с 10 до 14 экскурсия, потом обед и после него удобно самостоятельно по городу погулять или на корабле чем-то заняться. Две включённые экскурсии в день, как предлагает Regent, просто бессмысленно. Бывают среди бесплатных и экскурсии на целый день (8 часов), но это скорее исключение. Стоимость 4-часовой включённой экскурсии формально составляет порядка 80 $, но она может быть и более дорогой, свыше 100 $. Хотя это обычно и не имеет значения, поскольку круизёрам они предоставляются бесплатно. А вот в Азии ситуация несколько иная. Там в число бесплатных часто входят и продолжающиеся полный день экскурсии. Так во Вьетнаме к ним относятся 8-часовые экскурсии по дельте реки Меконг во время стоянки в порту Хошимин или в бывшую имперскую столицу г. Хюэ во время стоянки в порту Чан Май.
Заказывать экскурсии можно за 180 дней до отплытия, одновременно с заполнением корабельного манифеста. Количество мест в конкретной экскурсии ограничено и приоритет получают те, кто раньше забронировал. Дефицитные экскурсии, как бесплатные, так и платные, могут быстро заканчиваться.
Silversea предоставляет своим клиентам также такую услугу как Pre & Post Cruise Extensions And Hotels, некоторую программу пребывания до круиза и после него. В Европе это обычно сводится к номерам в 4-5-звёздочных гостиницах в портах начала и конца круиза и соответствующим трансфертам, а также экскурсии после круиза на 2-3 ночи. В экзотических регионах, типа Азии или Латинской Америке, бывают и более содержательные программы пребывания на несколько дней с полётами на местных авиалиниях к расположенным более-менее близко различным существенным достопримечательностям, но стоимость их на сайте не приводится, надо специально связываться с ответственным за резервирование сотрудником. В любом случае эта услуга не из дешёвых.
На разных кораблях, следующих даже вплотную друг за другом по одному и тому же Средиземноморскому маршруту, набор предлагаемых бесплатных и платных экскурсий может несколько отличаться.
О региональных различиях по стоимости и бонусах
По ситуации на осень 2021 г. для 1-недельныго круиза стоимость в Западном Средиземноморье каюты Vista (без самолёта!) составляла за ночь порядка 400 € p.p., то в Восточном Средиземноморье порядка 450 € p.p., а в Северной Европе уже 500 € p.p. Ночь в круизе по Карибам обошлась бы в 400 € p.p., а Трансатлантика - 300 € p.p. Самой дешёвой оказалась Юго-Восточная Азия, где для круиза реально было найти цену за ночь в 250 € p.p. Например, в ноябре 2021 г. ещё можно было купить за 2.730 € p.p. круизы на 11 ночей Гонконг - Манила или Гонконг - Бангкок. Самая дорогая – Антарктида, порядка 1.000 p.p. Чего так люди рвутся в холод – мне понять сложно. Может быть потому, что я им с рождения на берегу Северного Ледовитого Океана наелся. Мать везли рожать на собаках, зато точно не перепутали в роддоме, поскольку не с кем было.
Самый дешёвые экспедиционный круиз по Европе на осень 2022 г на 10 ночей Мальта-Лиссабон стоил в кабине Vista корабля Silver Cloud 4.640 € p.p. без самолёта. Гораздо более интересный маршрут Гуаякиль-Вальараисо на ноябрь 2022 г., 11 ночей вдоль Тихоокеанского побережья Латинской Америки с самолётом и тоже 20 % скидкой обошёлся бы в кабине Vista корабля Silver Wind в 5.640 € p.p. Вообще, вдоль побережья Латинской Америки и в Европе экспедиционные круизы с самолётом стоят практически одинаково, несмотря на большую разницу в стоимости авиабилетов. Неделя на Галапагосских островах с самолётом стоила от 9.000 € р.р., с такого же уровня начинаются экспедиционные круизы по Азии и Австралии.
Цены на обычные круизы с 1 декабря 2021 г. увеличились незначительно. По-прежнему, каюту Vista по Европе из расчёта 400 €/ночь р.р. можно было найти, и по Азии был один круиз 2-недельный Сингапур - Сингапур в ноябре-декабре 2022 г. на корабле Silver Shadow из расчёта 250 €/ночь р.р. А вот цены на экспедиционные круизы выросли на 10 % или 20 % из-за отмены скидки «Early Booking Bonus bis 20 % off».
Сайт Silversea бонусов дополнительных не даёт. На других сайтах их тоже предлагают совсем немного. Так для моего случая максимальную, хоть и мало вдохновляющую, сумму бонуса на траты на корабле в 80 $ предлагал сайт seecanner.
Всем известный на сайте агент Алекс оперирует на американском рынке и круизы Silversea продаёт только с вылетом из Америки или без полёта. Базовая цена у него в долларах в пересчёте по текущему тогда обменному курсу €/$ оказалась практически равной предложению с сайта Silversea. А вот бонус на траты на корабле мне он предложил ровно в пять раз больше - 400 $. При 2-местном размещении в Vista на этот круиз бонус от Алекса составлял бы 800 $. Но после некоторого размышления я решил взять всё-таки круиз непосредственно от круизной компании. В связи с эпидемией ковида и возможностью отмены круизов надёжнее и круиз и полёт брать от Silversea. Кроме того, не будет головной боли, на что потратить этот бонус на борту: дорогой алкоголь и специальные рестораны оценит не каждый, дополнительные экскурсии практически невозможны, Остаются платные рестораны, массаж в SPA и т.п. услуги не первой необходимости.
По поводу круиза Сингапур-Сингапур без полёта, оказалось, что цена у Алекса на американском рынке оказалась прилично выше, чем на сайте Silversea для европейского рынка. Но в принципе, при покупке круиза Silversea без полёта стоит поинтересоваться ценой у Алекса, хуже не будет.
Разные мелочи
Бесплатные трансферты от дома до аэропорта при убытии в круиз и из аэропорта прибытия после круиза до дома (т.н. executive transfer, не путать с трансфертом из аэропорта на корабль и с корабля в аэропорт) предоставляются в случае, если расстояние между домом и аэропортом составляет не больше 80 км. Иначе придётся за этот трансферт доплачивать. Осуществляет такие трансферты по Европе и Северной Америке Limousine Service Blacklane - постоянный партнёр Silversea. Они подгоняют клиенту Мерседес представительского класса на трёх пассажиров и два места багажа стоимостью порядка 80.000 € и не старше 3 лет. Если этого недостаточно, то предложат соответствующий микроавтобус на 5 гостей. Дозвониться туда практически невозможно, всё общение идёт через интернет и чат у них весьма эффективный. За час до подачи машины имя и телефон шофёра скидываются по электронной почте и СМС. Чаевые шофёру необязательны, если самолёт запаздывает при возвращении, то время подачи машины автоматически корректируется. В апреле появилась новая фишка: обязательное включение executive transfer в круизы, продающиеся без полёта и, соответственно, трансфертами между кораблём и аэропортами.
Деньги за круиз были переведены 23 августа. Жду подтверждения, а его всё нет. Захожу на сайт, а там висит объявление: «We apologize as we are currently experiencing a system outage». И в колл-центре фирмы подтвердить получение платежа не смогли, так как база данных была недоступна. Сайт лежал 10 дней и подтверждение я получил только 9 сентября. Но опасений, что Silversea, получив мой перевод, на радостях начнёт банкротиться, чтобы ничего не возвращать, у меня не возникало.
Наличные евро на борту не принимают, только доллары или оплата по банковской карте.
До марта 2023 г. продлено действие автоматической ковидной страховки. В случае невозможности из-за эпидемии пассажиру прибыть на корабль или в случае подтверждённого его заболевания ковидом в течение 30 дней до отплытия, он получает полную компенсацию от круизной компании.