И так, мы в Вологде.
Сразу хочу разоблачить два мифа об этом городе.
Резных палисадов, как в песне, здесь не очень много.
Для русского Севера более характерны не прорезные, а поверхностные рисунки на окнах и заборчиках. Интересной особенностью домов является угловой балкончик, прообраз наших лоджий.
Это место, где летом можно чаю попить, а зимой просто выйти подышать воздухом. Деревянных домов сохранилось не очень много. Одна из усадеб имеет ещё дореволюционный вид благодаря тому, что здесь в ссылке жила Мария Ильинична Ульянова с матерью. Первоначально они поселились в гостинице, но у партии не хватало денег нам поддержку ссыльных, поэтому пришлось переселиться в дом одного из купцов, который сначала за невысокую плату, а потом вообще без неё дал крышу над головой сестре будущего руководителя страны. Так и дом сохранил, и жизнь семье после революции.
Второй миф - окающие вологжане. За день пребывания не встретила таких. Все говорят на обычном русском, хотя памятник букве "О" поставили на одной из туристических троп.
Его сейчас используют скорее как рамку для фото. Но пермские с солёными ушами колоритнее.
Со времени предыдущего путешествия в Вологду в памяти сохранился главный храм города - Софийский собор. Красавец, белоснежный, нетронутый веками.
Город Вологда в ХѴІ веке был крупным центром Русского Севера. Расположенный B начале важнейшего торгового пути из центра страны на запад, он привлекал особое внимание царя Ивана Грозного, решившего превратить его в столицу государевых опричных земель.
Кстати, в Вологде и Сольвычегодске весьма недолюбливают императора Петра Великого, поскольку он прорубил окно через Балтику, оставив в прошлом северные торговые пути, то есть погрузив в безденежье местных купцов.
В 1565 году по указу Ивана Грозного в Вологде началось строительство каменных крепостных стен и башен Кремля.
В 1568 году был заложен соборный храм Софии. Возведенный по образцу Успенского собора Московского Кремля, Софийский собор Вологды отличался подчеркнуто суровой простотой, ставшей в ХVI веке характерной особенностью северной школы зодчества. Когда на него смотришь, погружаешься во всю ширь свободы Севера.
Его долго не освящали - на Ивана Грозного с него упал кирпич, хорошо, что не убил. Интересно, а как бы тогда пошла история России? Вот он и запретил освящать и приказал разрушить до основания. Хорошо, что ему было в те смутные времена не до храма. Освятили его при Федор Иоанновиче, но уже во времена Романовых пришлось это делать вновь - осквернили поляки и иже с ними, которые на какое то время захватили Вологду.
В храме до сих пор сохранилась самая большая фреска с сюжетом Страшного суда. Увы время и её потихоньку разрушает. В этой сцене делается акцент на страдания человека в день страшного суда. Выходящие из храма должны были видели то, что ждет их во время второго пришествия Христа на землю.Сцена занимает всю огромную стену собора и считается самой большой в России.
Алтарь отделен от основной части храма высоким иконостасом, пятиярусным, сооруженным в ХѴІІІ веке. Живопись иконостаса принадлежит кисти польского живописца Максима Искрицкого. И эти польские мотивы очевидны - лики не вытянутые, как в классических иконах, а живые, человечные.
Рядом с храмом стоит высоченная колокольня , которая с момента закладки перестраивалась трижды. У этого здания на данный момент статус «Самого высокого здания» исторической части города. Колокольня - это явно сочетание элементов европейской готики и московского барокко
И, что не может не радовать, на смотровую площадку Колокольни может подняться любой желающий. Я не была в их числе - более 300 ступенек за отведённое 20 минут мне было не преодолеть. Хотя поднявшиеся говорили, что ступеньки весьма комфортные и есть скамеечки для передыха на этажах.
Кроме этого, на колокольне установлены главные часы города
Наиболее раннее упоминание о механических часах в России относятся к началу ХѴ века. Они появляются в Москве, Новгороде, Пскове. В XVII веке башенные часы можно было увидеть в крупных торговых городах, к которым относилась в то время и Вологда.
Первые вологодские куранты появились на вновь срубленной деревянной соборной колокольне в 1622 году. Спустя 7 лет, вероятно, куранты погибли в пожаре. Для новой колокольни Вологодский архиепископ Варлаам приобрёл «часы боевые с перечасьем», которые извещали горожан о каждом прошедшем часе и четверти часа. В 1671 году для соборной колокольни были приобретены новые часы, которые прослужили почти полтора века и в 1830-х годах окончательно перестали действовать
Новые башенные часы с четырьмя циферблатами, произведенные на известной фабрике братьев Бутеноп в Москве, были приобретены на деньги, пожертвованные вологжанами В.А. Засецкой (1000 рублей) и А. Набаловым (500 рублей). В 1871 году их поместили на перестроенную колокольню. Устанавливали часы вологодский слесарь Павел Смирнов и, приехавший из Москвы от братьев Бутеноп, механик - часовщик Василий Качалов.
Бой курантов производится при помощи 12-пудовой гири, которая соединена с механизмом боя и часовым колоколом. Две другие гири (8-пудовая и 9-пудовая) осуществляют движение стрелок на циферблате и приводят в действие механизм четвертей. Заводятся куранты 1 раз в трое суток с запасом на 8 часов. У нас думские часы заводятся реже. Но они и моложе.
И ещё один интересный факт
Когда при Петре I колокола начали переплавлять на пушки, вологодцы, вместо того, чтобы отправить царю колокола со своей колокольни, отправили ему, так сказать, металлолом. Да ещё и сверх нормы.
Пётр оценил такой ход и наградил город грамотой и двумя колоколами, один из которых — "Большая Лебедь" — был отлит мастером Иваном Моториным, создателем Царь-колокола в Москве.
Рядом с Софийский собором стоит Воскресенский кафедральный собор. В прошлые приезд он не оставил у меня зарубок в памяти, может потому, что раньше это был не храм, божий, а прекрасная областная картинная галерея. Но пришли времена, когда слово РПЦ становится законом. В 2016 году по инициативе митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия было принято решение изгнать галерею и восстановить в правах собор как церковной имущество, как место особого присутствия Бога на земле.
Воскресенский собор был возведён в 70-х гг. 18 века, двумя веками позднее Софийского, и представляет собой в общем и целом барочную постройку. В результате всех перестроек собор стал двухэтажным и пятиглавым, с большим полукруглым куполом по центру. Собор отличают многочисленные колонны в итальянском стиле и ампирный главный вход, который был доделан позднее, когда в Вологду приезжал Александр I. В общем, по сравнению с Софийским, он не имеет классического вида, а центральный купол приземляет его, будто села огромная летающая тарелка. Плюс ко всему он закрывает перспективу на Софийский собор и колокольню.