Короткие впечатления по итогу круиза на MSC Seashore Рим - Валенсия в октябре 2023
Добавлено: 30 окт 2023, 13:22
Короткие впечатления по итогу круиза на Seashore c 22.10-26.10 (Рим - Валенсия). До этого был в круизах только 10 лет назад на Costa, так что опыта для выводов у меня маловато, зато он незамыленный в плане сравнения - как было тогда, в "золотые" годы, и грустные постковидные сейчас. Оказывается, все не так плохо. Серьезно, на фоне общего упадка и повсеместной деградации сервиса - круиз еще способен вас, если не порадовать и удивить, то, как минимум, не разочаровать. А это уже ценно.
При посадке в Риме (Чивитавеккье) даже не понадобилась вся кипа распечаток с анкетами и вопросами про здоровье. Пару раз показал только QR-код из регистрации в приложении Msc for Me (разработчики, кстати, молодцы, удобное, неглючное, продуманное приложение, которое еще как бесплатный мессенджер работает на борту во время круиза через бортовой wi-fi). Из неприятностей только, что я по глупости сдал сумку на доставку в каюту, которую обещали в течение часа, а по факту растянулось часов на 5 (а там был купальник моей девушки, так что первый день мы не пользовались аквапарком, а я выслушивал упреки). Не сдавайте багаж как я, тем более что сумку на колесиках легко самому докатить до каюты. Ну и что забрали паспорта и при этом проверили легальность нахождения в Европе. Мы для проформы повозмущались, что может это такое отношение, потому что мы русские, но нас заверили, что у всех не из числа граждан ЕС забирают паспорта для дополнительной проверки и их можно забрать на ресепшине через два дня. Насчет у всех - не знаю, может зубы заговорили, но паспорта нам вернули уже вечером прямо в каюту.
Кстати, отдельный и самый жирный плюс круиза для меня - это персонал. Он просто отличный, дружелюбный, улыбчивый, быстрый, профессионалы своего дела. Я бесконечно восторгался нашим стюардом, который всегда улыбался, частил "сэр", моментально исполнял любые просьбы, всегда магическим образом материализовался рядом и тщательно прибирал каюту в точно рассчитанные моменты нашего отсутствия в ней (например, в первый день мне в каюту положили бортовую газету на итальянском, который, конечно, язык прекрасный, но я понимаю его на самом базом уровне, так что мой комментарий стюарду, что хотелось бы английскую версию буквально за минуту был воплощен в английской же версии газеты у меня, и так во всем). Остальной персонал, встреченный на борту, также оставил у меня самое приятное впечатление. Может мне просто повезло, но сотрудники - стали для меня главным приятным открытием и бриллиантом в короне MSC.
Немного тревожила их загруженность. Они постоянно улыбались, делали свою работу изо всех сил, но видно было, что компания "выжимает" из них все соки. Например, сотрудник, кстати, судя по бейджу с Украины, который днем стоял на горках в аквапарке, вечером был вынужден играть в подтанцовке театрального выступления (а там три таких за вечер до 11 ночи). А потом еще изображать веселье на дискотеке в атриуме, куда его вместе с коллегами в цветастых рубашках нагнали развлекать подвыпившую публику до первого часа ночи. Как то стало тревожно за продолжительность его рабочего дня. Тоже самое со стюардом, который казалось был на посту круглые сутки, притом его улыбку омрачал отсутствующий передний зуб, заменить который у него толи не хватало времени, толи средств. В общем, меня насторожили условия труда персонала в MSC и я старался всячески дать понять всем работникам, чтобы они не торопились, все хорошо, как пассажир я на их стороне, а не на стороне капиталистов-судовладельцев, извлевлекающих сверхприбыль от эксплуатации их труда. А тут еще и MSC вечные чаевые переименовал в счете в "отельные услуги", надеюсь, не с намеком, что теперь эти деньги идут не в пользу персонала, а в безмерный карман судовладельцев. В общем, отвлекся, но в целом эта ситуация и рассуждение о ней стали моей главной печалью в круизе...
Второй печалью оказались ужины. Вот здесь для меня была самая главная просадка в сравнении с опытом 10-летней давности на Costa. Блюда невыразительные, порции маленькие, первые дни были достойны заводской столовой, но никак не ресторана. Последние два вечера что-то с кухней поменялось и ужины уже стали похожи на ресторан, не самый изысканный, но приемлемый. Кстати, само назначение в ресторан тоже произошло с накладками. Хоть я и выбрал смену ужина при регистрации в приложении, на выданных карточках - ни смены, ни ресторана не было. пришлось к 18-00 идти в главный ресторан на кажется 5 палубе с говорящим названием Central что-то там и стоять в толпе за назначением заветного столика (оказавшаяся рядом группа пенсионеров из ЮАР сообщила мне, что это их далеко не первый круиз, но первый такой неприятный опыт неорганизованности при назначении ужина). В итоге нам назначили на 20-00 в ресторане на 7 палубе с названием Пятая авеню. Что оказалось удачно, ближе к каюте и сам ресторан не такой шумный, обслуживание всегда быстрое и внимательное. Буфет мне показался даже чуть лучшим, чем на Costa 10-летней давности, весьма однообразный, но что есть - то довольно качественное, те же бургеры или пицца. Очень много фруктов, притом спелых. Автоматы с водой, помню, на Costa иногда шикали если заполнял свою бутылочку, тут же, народ аж с полуторолитровыми бутылками стоял и никто никого не гонял, всем всего хватало. Так что, с бесплатной водой и напитками в буфете проблем никаких.
Про каюту. У нас была внутренняя 10205, недалеко от лифтов и лестниц, которые ближе к корме и там же атриум. Не самое удачное место, потому что до 8 палубы там атриум и по шахте стеклянных лифтов звуки дискотеки спокойно распространяются до 11-12 палубы и ближайших к лестницам кают. Не критично, но может беспокоить, если сон тревожный и без беруш.
Про алкоголь. Никакие пакеты не брали, ввиду их не самой адекватной стоимости. В Риме и Палермо, похоже, можно было закатывать хоть бочки алкоголя, так как проверка за портовыми службами, а они только оружие и, наверное, другую запрещенку ищут. Я в Риме и пронес, умеренно, чего мне на круиз хватило.Благо и холодильник в каюте есть, надо только не забыть достать свой алкоголь (если остался) в предпоследний день круиза до обеда (потом мини-бар закрывают на ключ, хотя, учитывая клиентоориентированность стюарда, он наверняка сам достанет, если вы что-то свое в холодильнике забудете). На Ибице был рентген уже на корабле, но я допустим с собой нес бутылку воды, и ее никто даже не попросил достать из рюкзака и посмотреть, так что это могла быть и не вода. На круизную карту мы положили в автомате всего 50 евро. Один раз взяли коктейль - оказался весьма хорош. И один раз бутылку вина за ужином. Выпили половину и нам предложили отложить ее до следующего ужина. Когда пришли через день, она уже стояла на столе, охлажденная. Пару евро автоматом счарджила благотворительная организация MSC, ну и еще пару мы оставили просто так. При попытке привязать дебетовую карту к корабельному счету автомат предупредил нас, что заморозит сразу 250 евро на счете, так что мы не стали, ограничились наличкой. В капитанский вечер целый час в атриуме просто так разносили шампанское и различные коктейли на основе мартини. Мы выпили по четыре. Лимита не было.
Про развлечения и атмосферу. Шоу. Их три за вечер и в теории надо записываться заранее (но по факту никто никогда не проверял). Стандартная труппа старается, к ним иногда присоединяются танцоры или акробаты на вечер (от порта до порта), общий уровень средний, особенно за счет очень плохого звука в театре - тут либо изначально ужасная акустика либо недоработка звукорежиссёра (иногда звук немного выправлялся, так что я сильно на звукорежиссёра грешу). Но опять-таки, ребята отрабатывают по три раза за вечер и выкладываются без халтуры, так что я бы точно не кидал в них помидорами, даже если они не хватают звезд. В остальном все стандартно - казино, кабаре, дискотека. Живые выступления то там то здесь. При спортзале неплохая и почти всегда пустая сауна, в которой можно поддавать парку. Джакузи спасали в перегонный день в море, когда штормило, а аквапарк был закрыт из-за ветра. В остальное же время аквапарк - радовал очень. Не радовала общая перемена в концепции с откатом к классовому обществу начала 20 века. На Coste 10 лет назад такого не было, а тут добрая половина верхней палубы была огорожена только под пассажиров первого класса, членов яхт-клуба, на мсисишном наречии. Повеяло Титаником, так что будь я моложе и симпатичнее - почувствовал бы себя Ди Каприо, а так - просто ущемленным пролетариатом. Надеюсь, эта мрачная тенденция не получит дальнейшего развития хотя бы в эгалитарной Европе, потому что тех же открытых пространств и палуб мне немного не хватало, особенно из-за прихватизации носовой части корабля пассажирами высшего класса. Туда конечно можно было пробраться, но это как то ниже достоинства.
Про публику. Я удивился обилию русскоязычных, потому что в круизе 2013 года их было намного меньше, а тогда и рубль был ого-го и границы более открытыми. Тем не менее, русскоязычных было очень много, большинство, как я понял, с Украины и с Казахстана, но и с России тоже. Не был в настроении общаться и новых знакомств, так что судил по услышанному и увиденному. В целом молодежь и дети были представлены довольно обширно, но основной костяк пассажиров все же - за 30-40 лет и старше. Правда так как пассажиров много, каждый легко найдет себе компанию по возрасту и душе.
Сходил бы я еще раз в круиз? Пожалуй. Оправдал ли MSC мои ожидания - несмотря на все отмеченные минусы, с поправкой на текущую действительность, пожалуй, даже немного превзошел. Все плюс-минус соответствует своим деньгам (600 евро за двоих во внутренней каюте с чаевыми за 4 ночи, раньше было дешевле, но сейчас и отели, и самолеты, и любой туробъект - ломит цену как в последний раз). Система отлажена, персонал - большие молодцы, места круиза - прекрасные, хоть и изъезженные.
При посадке в Риме (Чивитавеккье) даже не понадобилась вся кипа распечаток с анкетами и вопросами про здоровье. Пару раз показал только QR-код из регистрации в приложении Msc for Me (разработчики, кстати, молодцы, удобное, неглючное, продуманное приложение, которое еще как бесплатный мессенджер работает на борту во время круиза через бортовой wi-fi). Из неприятностей только, что я по глупости сдал сумку на доставку в каюту, которую обещали в течение часа, а по факту растянулось часов на 5 (а там был купальник моей девушки, так что первый день мы не пользовались аквапарком, а я выслушивал упреки). Не сдавайте багаж как я, тем более что сумку на колесиках легко самому докатить до каюты. Ну и что забрали паспорта и при этом проверили легальность нахождения в Европе. Мы для проформы повозмущались, что может это такое отношение, потому что мы русские, но нас заверили, что у всех не из числа граждан ЕС забирают паспорта для дополнительной проверки и их можно забрать на ресепшине через два дня. Насчет у всех - не знаю, может зубы заговорили, но паспорта нам вернули уже вечером прямо в каюту.
Кстати, отдельный и самый жирный плюс круиза для меня - это персонал. Он просто отличный, дружелюбный, улыбчивый, быстрый, профессионалы своего дела. Я бесконечно восторгался нашим стюардом, который всегда улыбался, частил "сэр", моментально исполнял любые просьбы, всегда магическим образом материализовался рядом и тщательно прибирал каюту в точно рассчитанные моменты нашего отсутствия в ней (например, в первый день мне в каюту положили бортовую газету на итальянском, который, конечно, язык прекрасный, но я понимаю его на самом базом уровне, так что мой комментарий стюарду, что хотелось бы английскую версию буквально за минуту был воплощен в английской же версии газеты у меня, и так во всем). Остальной персонал, встреченный на борту, также оставил у меня самое приятное впечатление. Может мне просто повезло, но сотрудники - стали для меня главным приятным открытием и бриллиантом в короне MSC.
Немного тревожила их загруженность. Они постоянно улыбались, делали свою работу изо всех сил, но видно было, что компания "выжимает" из них все соки. Например, сотрудник, кстати, судя по бейджу с Украины, который днем стоял на горках в аквапарке, вечером был вынужден играть в подтанцовке театрального выступления (а там три таких за вечер до 11 ночи). А потом еще изображать веселье на дискотеке в атриуме, куда его вместе с коллегами в цветастых рубашках нагнали развлекать подвыпившую публику до первого часа ночи. Как то стало тревожно за продолжительность его рабочего дня. Тоже самое со стюардом, который казалось был на посту круглые сутки, притом его улыбку омрачал отсутствующий передний зуб, заменить который у него толи не хватало времени, толи средств. В общем, меня насторожили условия труда персонала в MSC и я старался всячески дать понять всем работникам, чтобы они не торопились, все хорошо, как пассажир я на их стороне, а не на стороне капиталистов-судовладельцев, извлевлекающих сверхприбыль от эксплуатации их труда. А тут еще и MSC вечные чаевые переименовал в счете в "отельные услуги", надеюсь, не с намеком, что теперь эти деньги идут не в пользу персонала, а в безмерный карман судовладельцев. В общем, отвлекся, но в целом эта ситуация и рассуждение о ней стали моей главной печалью в круизе...
Второй печалью оказались ужины. Вот здесь для меня была самая главная просадка в сравнении с опытом 10-летней давности на Costa. Блюда невыразительные, порции маленькие, первые дни были достойны заводской столовой, но никак не ресторана. Последние два вечера что-то с кухней поменялось и ужины уже стали похожи на ресторан, не самый изысканный, но приемлемый. Кстати, само назначение в ресторан тоже произошло с накладками. Хоть я и выбрал смену ужина при регистрации в приложении, на выданных карточках - ни смены, ни ресторана не было. пришлось к 18-00 идти в главный ресторан на кажется 5 палубе с говорящим названием Central что-то там и стоять в толпе за назначением заветного столика (оказавшаяся рядом группа пенсионеров из ЮАР сообщила мне, что это их далеко не первый круиз, но первый такой неприятный опыт неорганизованности при назначении ужина). В итоге нам назначили на 20-00 в ресторане на 7 палубе с названием Пятая авеню. Что оказалось удачно, ближе к каюте и сам ресторан не такой шумный, обслуживание всегда быстрое и внимательное. Буфет мне показался даже чуть лучшим, чем на Costa 10-летней давности, весьма однообразный, но что есть - то довольно качественное, те же бургеры или пицца. Очень много фруктов, притом спелых. Автоматы с водой, помню, на Costa иногда шикали если заполнял свою бутылочку, тут же, народ аж с полуторолитровыми бутылками стоял и никто никого не гонял, всем всего хватало. Так что, с бесплатной водой и напитками в буфете проблем никаких.
Про каюту. У нас была внутренняя 10205, недалеко от лифтов и лестниц, которые ближе к корме и там же атриум. Не самое удачное место, потому что до 8 палубы там атриум и по шахте стеклянных лифтов звуки дискотеки спокойно распространяются до 11-12 палубы и ближайших к лестницам кают. Не критично, но может беспокоить, если сон тревожный и без беруш.
Про алкоголь. Никакие пакеты не брали, ввиду их не самой адекватной стоимости. В Риме и Палермо, похоже, можно было закатывать хоть бочки алкоголя, так как проверка за портовыми службами, а они только оружие и, наверное, другую запрещенку ищут. Я в Риме и пронес, умеренно, чего мне на круиз хватило.Благо и холодильник в каюте есть, надо только не забыть достать свой алкоголь (если остался) в предпоследний день круиза до обеда (потом мини-бар закрывают на ключ, хотя, учитывая клиентоориентированность стюарда, он наверняка сам достанет, если вы что-то свое в холодильнике забудете). На Ибице был рентген уже на корабле, но я допустим с собой нес бутылку воды, и ее никто даже не попросил достать из рюкзака и посмотреть, так что это могла быть и не вода. На круизную карту мы положили в автомате всего 50 евро. Один раз взяли коктейль - оказался весьма хорош. И один раз бутылку вина за ужином. Выпили половину и нам предложили отложить ее до следующего ужина. Когда пришли через день, она уже стояла на столе, охлажденная. Пару евро автоматом счарджила благотворительная организация MSC, ну и еще пару мы оставили просто так. При попытке привязать дебетовую карту к корабельному счету автомат предупредил нас, что заморозит сразу 250 евро на счете, так что мы не стали, ограничились наличкой. В капитанский вечер целый час в атриуме просто так разносили шампанское и различные коктейли на основе мартини. Мы выпили по четыре. Лимита не было.
Про развлечения и атмосферу. Шоу. Их три за вечер и в теории надо записываться заранее (но по факту никто никогда не проверял). Стандартная труппа старается, к ним иногда присоединяются танцоры или акробаты на вечер (от порта до порта), общий уровень средний, особенно за счет очень плохого звука в театре - тут либо изначально ужасная акустика либо недоработка звукорежиссёра (иногда звук немного выправлялся, так что я сильно на звукорежиссёра грешу). Но опять-таки, ребята отрабатывают по три раза за вечер и выкладываются без халтуры, так что я бы точно не кидал в них помидорами, даже если они не хватают звезд. В остальном все стандартно - казино, кабаре, дискотека. Живые выступления то там то здесь. При спортзале неплохая и почти всегда пустая сауна, в которой можно поддавать парку. Джакузи спасали в перегонный день в море, когда штормило, а аквапарк был закрыт из-за ветра. В остальное же время аквапарк - радовал очень. Не радовала общая перемена в концепции с откатом к классовому обществу начала 20 века. На Coste 10 лет назад такого не было, а тут добрая половина верхней палубы была огорожена только под пассажиров первого класса, членов яхт-клуба, на мсисишном наречии. Повеяло Титаником, так что будь я моложе и симпатичнее - почувствовал бы себя Ди Каприо, а так - просто ущемленным пролетариатом. Надеюсь, эта мрачная тенденция не получит дальнейшего развития хотя бы в эгалитарной Европе, потому что тех же открытых пространств и палуб мне немного не хватало, особенно из-за прихватизации носовой части корабля пассажирами высшего класса. Туда конечно можно было пробраться, но это как то ниже достоинства.
Про публику. Я удивился обилию русскоязычных, потому что в круизе 2013 года их было намного меньше, а тогда и рубль был ого-го и границы более открытыми. Тем не менее, русскоязычных было очень много, большинство, как я понял, с Украины и с Казахстана, но и с России тоже. Не был в настроении общаться и новых знакомств, так что судил по услышанному и увиденному. В целом молодежь и дети были представлены довольно обширно, но основной костяк пассажиров все же - за 30-40 лет и старше. Правда так как пассажиров много, каждый легко найдет себе компанию по возрасту и душе.
Сходил бы я еще раз в круиз? Пожалуй. Оправдал ли MSC мои ожидания - несмотря на все отмеченные минусы, с поправкой на текущую действительность, пожалуй, даже немного превзошел. Все плюс-минус соответствует своим деньгам (600 евро за двоих во внутренней каюте с чаевыми за 4 ночи, раньше было дешевле, но сейчас и отели, и самолеты, и любой туробъект - ломит цену как в последний раз). Система отлажена, персонал - большие молодцы, места круиза - прекрасные, хоть и изъезженные.