Всем привет!
Возвращаясь к попаданцам, но не зацикливаясь на них, хочу отметить три особенно запомнившихся серии.
Егор Чекрыгин. "Хроники Дебила". 9 книг. Прикольно. Не поучительно, а весело.
Виталий Зыков. "Дорога домой". 6 книг. Здесь уже не до смеха, хотя рояли присутствуют.
Дем Михайлов. Изгой. Серединка-наполовинку. Всего понемногу.
На самом деле писателей в этом секторе литературы немерено!
Сразу говорю, тема попаданцев выигрышная. Можно получить всё и сразу. Дамское попаданство ненавижу. Простите женщины, но такое ощущение, что все короли и цари тех стран, куда проваливается деревенская дура просто в нетерпении спешат осчастливит себя и свою державу умницей, красавицей и спортсменкой. А она кочевряжится и до рождения третьего ребёнка не верит, что попала в тридевятое царство. И больше всего ненавидит драгоценности, которыми её осыпает муж и всё время требует вернуть её к любимым коровам в деревню Маковеевку.
Сегодня мне пришла в голову идея мотивации поведения литературных персонажей и главных героев книг. На сценарных курсах, в литературных институтах и других учебных заведениях обучают правильно писать. Но смотришь ТВ - (иногда я это делаю) и меня поражает немотивированность поведения персонажей.
Когда я писала диалоги и меня что-то не устраивало, я наговаривала на диктофон и прослушивала - что же получилось. В ходе этого становилось ясно, какое слово не соответствует характеру персонажа и чего он ни в коем случае не произнёс бы. Есть ещё один момент. Сын иногда поправлял меня: "Люди так не говорят" Да, люди все разные - дети, женщины, молодые парни, старые деревенские кумушки - все говорят по разному.
Я всё время думаю о мотивации поведения Печорина. Вернее, раньше думала. В моём понимании гнуснее человека не было. И мотивы поведения были просто отвратительны. Ради чего? Он тщеславный эгоист, который всё сваливает на обстоятельства. Как это просто!
Судя по всему Лермонтов имел основание описать такого человека и всячески его защищать. Причины? Мне кажется, что именно таким и был сам Лермонтов. Несмотря на таланты стихотворца и писателя.
С Онегиным та же история. Он немного приличнее. Так и хочется сказать "Такая личность и такая неприличность". В школе в то время не было технических средств обучения. Учительница литературы принесла из дома проигрыватель и пластинку с текстом "Евгения Онегина" в исполнении Антона Шварца. Это подвигло меня выучить роман наизусть. Сейчас многое забылось, но как же мне было жаль Татьяну, когда Онегин буквально выпорол её своей отповедью. А мотивация?
Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже
И днем и вечером одна;
Вроде бы всё понятно. Но почему через несколько лет он за ней отчаянно волочится? Она замужем. А шуры-муры с замужней женщиной не возбранялись светом, другое дело несовершеннолетняя девочка в окружении своей семьи - можно было и на неприятности нарваться.
Почему-то мне кажется, что мотивация поступков литературных героев несколько надумана, объясняется давлением обстоятельств, а не куцей натурой ГГ или какого либо персонажа.
Почему-то разочаровавшись в литературных героях перешла к полководцам и мыслителям. Сразу всё встало на свои места. Вот кто мотивирован и хорошо знает, чего хочет. А самое главное знает, как это получить!
Французы обожают Наполеона. "
Бараны, возглавляемые львом, всегда одержат победу над львами, возглавляемыми бараном."
Он похоронен в Доме инвалидов в Париже.
И никто не собирается перевозить его прах на Корсику или ещё куда-нибудь.
Лао Цзы, китайский мыслитель говорил "
Умелый полководец недрачлив".
Ну точно как Абдуллахан. Тот тоже всю жизнь воевал, но не любил этого делать. Хотя мотивация была серьёзной "Создание великого государства"
..."
– Зульфикар, ты часто думаешь об убитых тобой людях? – усевшись удобней на подушках и налив себе кумыса, спросил я Зульфикара. Судя по всему кусок баранины, который мой брат хотел отправить себе в рот, вдруг решил остановиться на полпути к заветной цели.
– Я? А зачем о них думать? Они давно мертвы, их не воскресить, тем более, что убивал я в сражениях – а там не смотришь, кого отправляешь на тот свет, потому что или ты его, или он тебя! – лицо Зульфикара исказила недобрая усмешка, которую я хорошо знал. Когда видел её, то понимал, что кому-то сейчас не поздоровится. Видимо, вспомнилось что-то не слишком приятное.
– Я не про это… Я, про то, жалко ли тебе их? – Зульфикар морщит лоб, явно не понимая, о чём я говорю. Ему не даёт покоя не мой вопрос, а баранина, которая сегодня на редкость хороша и летит в его желудок со скоростью хорошего скакуна.
– Великий хан! Если бы я думал об этом и жалел всех убитых мною, я бы давно сделался дервишем, как мой дядя. Молился бы и жалел всех окружающих, пытаясь облегчить молитвой их тяжёлую жизнь"... (
Наталия Трябина "Первый Узбек)