От рынка поймали такси и поехали к очередной "достопримечательности" - к
экраноплану Лунь, еще аббревиатуру КМ "расшифровывают" как
Каспийский монстр (на самом-то деле аббревиатура КМ обозначала «корабль-макет»).
Поездка - 1000руб туда/обратно, и водитель с нами неспешно прогулялся. Да, я читала, что стоит договориться с таксистом сразу на дорогу в оба конца, т.к. на побережье у поселка сервис Яндекс.Такси не принимает заказы, и машину после прогулки через интернет вызвать не получится, мы так и сделали.
писал(а): Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске
Гигантская машина, высотой с пятиэтажный дом, посажена на мель на диком пляже. Планируется, что на берегу Каспийского моря она пролежит до лета 2022 года, потом ракетоносец начнут перемещать в военно-патриотический парк «Патриот» в Дербенте, который обещают завершить к 2023 году, где Лунь станет центральным экспонатом.
Большинство людей путают экраноплан с самолётом. По определению советской классификации, экраноплан — судно (корабль) на динамической воздушной подушке. Только вот его скорость в 10 раз быстрее любого известного судна, или корабля.
Экраноплан — машина, которая совмещает в себе свойства летательного аппарата и судна. Можно сказать, что это недосамолёт и летающий гиперкорабль. Экраноплан передвигается на воздушном экране, который образуется под его крыльями.
Основная идея создателей была в создании уникального противокорабельного оружия, аналогов которого не было у вероятного противника. Действительно, радары (особенно того времени) не позволяли на больших дистанциях засекать низколетящие цели.
Несущий шесть управляемых противокорабельных ракет «Москит» ПУ ПКР ЗМ-80 "Лунь" мог "внезапно" на скорости в 500 км/ч подобраться к кораблям противника, и атаковать их. При удачном попадании — пустить на дно даже авианосец! Собственно, именно поэтому "Лунь", спущенный на воду в 1986 году, так и прозвали — "Убийца авианосцев", хотя в боевых действиях он никогда не участвовал.
С 1986 по 1990 год в акватории Каспийского моря "Лунь" успешно прошел все испытания и госприемку, и в 1990 году был передан в опытную эксплуатацию 236 дивизиона кораблей-экранопланов Каспийской флотилии.
Размер "Луня" — более чем убедительный!
Длина — 73.8 м, размах цельнометаллического многолонжеронного крыла 44 метра, масса пустого экраноплана — 243 тонны. Дальность хода на одной заправке относительно "небольшая" — до 2000 км. Аппарат был способен выполнять боевые задачи даже при 5-6 балльном волнении на море. Для уничтожения вражеских кораблей «Лунь» был оснащен шестью сверхзвуковыми ракетами и авиационными пушками.
Плавучесть это очень важное свойство экраноплана, отличающее его от самолета. В ходе испытаний "Луня", например, была ситуация, когда техники ошиблись с расчетом количества топлива, и все восемь двигателей остановились на расстоянии в 10 км от базы. Аппарат просто сел на воду… Пришлось привлечь буксировщик, но и только. Движения по воде, то есть в водоизмещающем режиме, даже в 5-бальный шторм, не проблема для "Луня" — это был один из штатных режимов.
В экипаже этого монстра было всего 10 человек. Он мог находиться в автономном режиме без захода в порт до 5 суток.