Это всё новейшая сегодняшняя история острова.
А вот в прошлом...
Места тут очень опасные для судоходства и сегодня, но сегодня у капитанов есть современные средства навигации, а вот раньше... именно жители островов Силли отличались особой изобретательностью в деле грабежа терпящих бедсвия кораблей, как утверждают историки.
Острова расположенны всего в 28 милях к юго-западу от мыса Лендз-Энд, и они включают в себя 145 островов и больших скал, из которых только шесть обитаемы. Это наш Сент-Мерис - или же остров Святой Марии, а также небольшие - Треско, Сент-Мартинс, Брайер
и Сент-Агнес.
Острова Силли расположены на одной из самых оживленных судоходных трасс северной Европы и с древнейших времен эти острова были местом кораблекрушений.
Наш корабль также знатно потрясло на этом "углу" где сливаются воды Ла-Манша, Атлантики и Кельтского моря. А всё потому что дул западный ветер.
Когда дуют западные ветры, огромные океанские волны, несутся по 3000-мильной ширине Атлантики и с яростью обрушиваются на этот "корнуольский хвост".
Мощь этих волн потрясающе опасна.
Джордж Бэйли, капитан маячной и лоцманской корпорации «Тринити Хауз» писал:
«Зимой 1861 года туманный колокол маяка Бишоп-Рок на островах Силли, прикрепленный на гранитной галерее литой скобой толщиной 4 дюйма на высоте 100 футов над отметкой наибольшего прилива, был снесен. Гигантские волны забрасывали свои пенящиеся гребни на много футов выше фонаря. Однажды они, откатываясь, выдернули литую скобу, как морковку из земли: колокол рухнул вниз на скалу и разбился на куски. Он весил четверть тонны».
В 1870 году во время шторма волны заливали верхушку маяка, а его высота была тогда 33 метра над уровнем моря!
Можно себе представить положение парусного корабля, оказавшегося среди таких волн у этих опасных подводных скал и островов.
Остров Бишоп или же скорее -- Скала бишоп, Бишоп-Рок = Bishop Rock архипелага Силли считается по авторитетному мнению и решению Книги рекордов Гиннеса самым маленьким "застроенным" человеком в мире, хотя единственное, что там есть - это маяк, а размер островка: 46 метров на 16 метров.
Bishop Rock
Первая попытка возведения маяка на острове была сделана в 1847 году, но постройка не выдержала напора здешних агрессивных волн, и никогда не смогла подать свой свет в море. Вторая попытка последовала через 4 года и была закончена в 1858 году. Инженер Дж. Уокер решил использовать огромные гранитные блоки для постройки и укрепления маяка и почти 3000 тонн гранитных плит завезли на остров в то время, а теперь там их около 6000 тонн. В 1881 году по проекту инженера Дж. Дугласа маяк решили укрепить и соорудили вокруг него дополнительные гранитные укрепления. Во второй половине прошлого века на маяке появилось электричество, а на крыше построили вертолетную площадку в 1976 году. Маяк на Бишопе может похвастаться не только тем, что он самый сложный в истории строительства маяков, но и самый «ресурсозатратный» маяк за всю историю человечества.
Дно моря вокруг островов усеяно останками и обломками кораблей. Бывали случаи, когда парусные суда в течение многих дней пытались вырваться из окружения подводных скал Силли, но западный ветер все же выносил их на берег, где они погибали. Когда ветра нет, острова обычно затянуты туманом и большая часть кораблекрушений здесь произошла и происходит именно во время тумана. Многие капитаны потеряли свои корабли, попав в течение Реннеля, которое проходит у западного входа в Ла-Манш на север со скоростью одного узла и по злой иронии судьбы эта «ловушка кораблей» до начала XVII века была нанесена на карты на 10 миль севернее от их фактического места. Это одна из причин того, что острова Силли оказались «кладбищем кораблей».
Первый маяк здесь соорудили в 1680 году на острове Сент-Агнес, но самые опасные скалы островов Реттарлер-Ледж, Гилстон, Бишоп и Крим-Рокс, отстоящие от маяка на 5 миль и более, оставались во тьме.
Английские историки Ричард Ларн и Клайв Картер в своей книге «Корнуэллские кораблекрушения», вышедшей в Лондоне в 1969 году, зафиксировали около 20 тысяч кораблекрушений только вокруг юго-западной оконечности Англии, а вокруг всех островов Британии — около 25 тысяч. Уроженец островов Силли Ричард Ларн насчитал 1250 судов, которые нашли свою могилу у этих островов. Но множество морских катастроф на этом «кладбище кораблей» еще не зафиксировано.
Жителям островов Силли удавалось заманивать проходящие мимо корабли на скалы.
Хорошо зная подходные фарватеры и расположение подводных скал, они выбирали ненастную темную ночь, привязывали к рогам коровы зажженный фонарь и пускали ее пастись на прибрежный луг. Корова паслась и светила огнём, а моряки, оказавшиеся близ страшных островов, принимали «коровий маяк» за огонь корабля, раскачивающегося на якоре в тихой гавани. Они брали курс на этот огонь и вскоре оказывались на камнях.
И начинался жестокий грабеж!
Иногда фонарь привязывали к спине или хвосту осла и гоняли его вдоль берега: моряки принимали этот огонь за корабельный и думали - раз там идет судно — там безопасный фарватер. Отсюда и пошло выражение «коровьи маяки» и «ослиные маяки».
Бывали случаи, когда на островах Силли в ненастные ночи неожиданно гас свет единственного маяка на острове Сент-Агнес и ходили слухи, что смотритель маяка был в сговоре с морскими грабителями, потому что часть добычи перепадала ему. Этот маяк в течение 150 лет был единственным на островах.
Если верить историкам, в XVIII веке Троутбек, священник прихода на острове Сент-Мерис в своих воспоминаниях писал, что он имел лучший доступ к сердцам своей паствы, когда в воскресенье во время проповеди произносил слова:
«Мы молим тебя, о Господи, не о том, чтобы были кораблекрушения, а о том, что если им суждено случиться, то ниспошли их на острова Силли ради блага их бедных обитателей».
Жители островов Силли — рыбаки, моряки и фермеры никогда не были богатыми.
Их благосостояние в прошлом во многом зависело от развития торговли в Европе.
Расширялась торговля — развивалось и судоходство, а с развитием судоходства увеличивалось и число кораблекрушений. С ним процветало и ремесло грабителей кораблей.
Говорят что когда-то обитатели этих островов из ценных пород дерева от захваченных кораблей -- палисандра, тика, черного и красного дерева городили загоны для свиней; из шпангоутов, бимсов, килей и палубных досок сооружали себе дома, которые внутри обставляли мебелью, добытой с погибших кораблей. Жители Силли даже привыкли к хорошим сортам табака, коньяка и кларета, жены рыбаков щеголяли в платьях из бархата и шелка, но больше всего они почитали «чайные» и «кофейные» кораблекрушения. Эти напитки в Англии конца прошлого столетия еще не каждому были знакомы и утверждают что на Силли пол-века пили чай с клипера «Фрайер Так», погибшего здесь на пути из Китая.
В грабеже гибнущих на скалах Силли кораблей принимали участие и церковнослужители.
Известен, например, такой случай: в середине XIX века в одно из ненастных воскресений в аббатстве на острове Треско шла служба и во время проповеди вошедший в храм рыбак сказал на ухо священнику: «Фонарь, что я ночью привязал к рогам коровы, заманил большой корабль, он бьется о камни».
Священник спустился с кафедры, запер на ключ двери аббатства и, обращаясь к прихожанам, изрек: «Братья и сестры! У Черных скал гибнет корабль. Пока я не сниму рясу и не натяну бахилы, из храма никто не выйдет. Мы должны приступить к делу вместе и поделить добычу по-братски».
Еще в конце прошлого века по миру гуляла мрачная слава об островах Силли и о его жестоких и жадных обитателях. Говорили, что если, неся покойника на кладбище, они услышат крик: «Корабль на камнях!»,— то тут же бросят гроб и побегут грабить.
Среди моряков всех стран мира бытовало мнение, что жители этих островов никогда не помогут погибающим, что они раздевают утонувших, снимают с них драгоценности и сбрасывают тела со скал в море. Ссылаясь на церковные законы о том, что погибшие при кораблекрушении не должны быть преданы земле, а эти законы действовали в Европе до 1808 года и что в субботу оказывать помощь гибнущим в море — великий грех, жители островов Силли смотрели на кораблекрушение у своих берегов как на «божью благодать».
О гибели на островах Силли «золотой эскадры» адмирала Шовелла знает каждый образованный англичанин.
Морская катастрофа у островов Силли в 1707 году
Эта морская катастрофа показана в начале телевизионной драмы «Долгота» 2000 года, которая основана на одноименной книге Собела.
В 1707 году английская эскадра с богатым грузом возвращалась из Средиземного моря в Портсмут.
Когда взору вперёдсмотрящего открылись острова Силли, один из моряков флагманского корабля «Ассосиэйшн» родом с острова Сент-Мерис предупредил адмирала, что курс проложен неверно и эскадре грозит гибель и тело этого матроса еще раскачивалось на ноке рея, когда HMS Association, 90-пушечный линейный корабль 2 ранга, под командованием капитана Эдмонта Лоадса в 8 часов вечера врезался во Внешнюю Гилстон-рок у Западных скал Силли и затонул в течение 3-4 минут, погиб весь экипаж из 800 человек, включая самого адмирала Шовелла.
За ним на камнях оказались линейные корабли «Игл» и «Ромней».
В течение нескольких часов они были разбиты на камнях в волнах и погибли почти 2 тысячи матросов.
Между островами и мысом Лендз-Энд находятся скалы Вулф-Рок.
Сейчас там стоит маяк.
Шум океанского ветра в естественном гроте одной из этих скал издавна являлся своего рода сигналом для моряков во время тумана. Ветер, завывая в этом гроте, напоминал вой волка и из-за этого воя скалы и получили свое название Вулф (волк). Моряки слышали вой за 3 мили и меняли курс в сторону от смертельно опасных скал.
Чем сильнее дул ветер, тем громче слышался «волчий вой» и жителям Силли это не нравилось: они теряли свою добычу.
Однажды они собрались на совет и решили «заткнуть волку пасть» и сделали это в буквальном смысле слова.
За несколько рейсов на своих рыбацких вельботах островитяне доставили на скалу груду камней, которыми завалили грот.
«Волк» перестал выть...
Не прошло и 3 месяцев, как на скалах Вулф-Рок в тумане разбился корабль, потом другой, третий.
Корабли принадлежали бристольским купцам и не желая терпеть убытки, купцы решили «оживить волка».
По их заказу лондонские мастера изготовили из медных листов статую огромного волка с открытой пастью. Ее должны были установить на одной из скал Вулф-Рока. Идея заключалась в следующем: ветер, проходя между челюстями медного зверя, издавал сильный звук — «вой волка», который по их расчетам мог быть услышан в шторм за 4 мили. Листы доставили на скалу, чтобы склепать и установить статую. Работа только началась, как в одну темную ночь предприимчивые обитатели островов подошли к Вулф-Року на вельботе и сбросили листы в море.
Кораблекрушения продолжались...
К середине XIX века вопрос о частых кораблекрушениях у берегов Силли и Вулф-Рока стал настолько серьезным, что обсуждался в Палате общин Британского парламента. Парламент обязал маячную и лоцманскую корпорацию Британии - «Тринити Хауз» построить на самой западной оконечности островов, на скале Бишоп-Рок, маяк.
Жители островов пришли в ярость и стали жаловаться, что "парламент отнял у них божью благодать" -- они настолько привыкли к «дарам моря», что считали это своим наследственным правом.
Однако маяк на скале Бишоп-Рок был построен.
Он явился инженерным триумфом викторианской эпохи.
Но к радости обитателей островов Силли первая маячная башня железной конструкции оказалась однажды смытой штормом. В 1858 году, спустя 10 лет после начала работ, маяк был все-таки воздвигнут. Его высота равнялась 33 метрам, и огонь его был виден за 16 миль. В 1880 году маяк облицевали гранитом, высоту башни увеличили до 44 метров, а его огонь моряки стали видеть за 18 миль.
Бишоп (скала)
![Изображение](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjR-5773JPoCJnOuyhiZtHhlWEMAuuTP5vOHBIL2N6LSNnoVvYTb_nkop2aOhBGTGSADIEIrJXigS28wuagg2U-CemqubJO9DpFMprckxAMFQJ3TgdO7AKMXMa8eaY1ZW-pN3d-cdReiruL0UOWdA25zlb1CQn3JaiEGfOKSwEVayUP5KAiiOecj9l1X7B6/s16000/a1.jpg)