Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
В ГМИИ им. А.С. Пушкина выставка «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев».
Масштабный проект, организованный ГМИИ и Эрмитажем. Показывают более 50 работ великих испанских художников 16-19 веков.
Вообщем, понравилось, но не без недочетов.
Недочёт первый. Весь Белый зал заняли ряды стульев Понимаю, что готовятся к концертам, но восприятие смазали.
Задумка была волшебная - Белый зал должен был напомнить базилику, с алтарной картиной Мурильо в центре!
Приглушённый свет, пурпурные стены, за рядами колонн — картины на библейские сюжеты и полотна с образами святых.
В центре воображаемый алтарь с окружённой ангелами Девой Марией, героиней «Непорочного зачатия» кисти Бартоломе Эстебана Мурильо. Этого художника называют последним большим мастером золотого века испанского искусства.
Масштабный проект, организованный ГМИИ и Эрмитажем. Показывают более 50 работ великих испанских художников 16-19 веков.
Вообщем, понравилось, но не без недочетов.
Недочёт первый. Весь Белый зал заняли ряды стульев Понимаю, что готовятся к концертам, но восприятие смазали.
Задумка была волшебная - Белый зал должен был напомнить базилику, с алтарной картиной Мурильо в центре!
Приглушённый свет, пурпурные стены, за рядами колонн — картины на библейские сюжеты и полотна с образами святых.
В центре воображаемый алтарь с окружённой ангелами Девой Марией, героиней «Непорочного зачатия» кисти Бартоломе Эстебана Мурильо. Этого художника называют последним большим мастером золотого века испанского искусства.
Мои круизы и другие путешествия.
Пишу отчёт:
Пишу отчёт:
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Религиозную тематику в Белом зале поддерживают большинство работ.
Мне показалось, что экспозиция формирует образ Испании - католической, сдержанной, временами мрачной и бедной, но преданной традициям и хранящей веру в идеал.
За исключением одной работы Эль Греко, в зале представлены творения знаменитой тройки Золотого века испанской живописи: Рибейра, Сурбаран, Мурильо.
Первые два для меня через чур религиозны, но однозначно прекрасные, а вот последний - любимый.
«Бегство в Египет», «Распятие», «Благовещение», «Христос и Иоанн Креститель в детстве» — большинство произведений Мурильо посвящены религиозным сценам. Но есть у художника картины и бытового жанра. Например, на выставке «Мальчик с собакой» встретился с «Девочкой-продавщицей фруктов» — эти работы Мурильо написал примерно в одно и то же время, и они считаются парными, так как похожи по стилю и композиции. Однако в начале прошлого века их разъединили: произведения из собрания Эрмитажа передавали в коллекции других музеев, и «Девочка» переехала в Пушкинский.
Мне показалось, что экспозиция формирует образ Испании - католической, сдержанной, временами мрачной и бедной, но преданной традициям и хранящей веру в идеал.
За исключением одной работы Эль Греко, в зале представлены творения знаменитой тройки Золотого века испанской живописи: Рибейра, Сурбаран, Мурильо.
Первые два для меня через чур религиозны, но однозначно прекрасные, а вот последний - любимый.
«Бегство в Египет», «Распятие», «Благовещение», «Христос и Иоанн Креститель в детстве» — большинство произведений Мурильо посвящены религиозным сценам. Но есть у художника картины и бытового жанра. Например, на выставке «Мальчик с собакой» встретился с «Девочкой-продавщицей фруктов» — эти работы Мурильо написал примерно в одно и то же время, и они считаются парными, так как похожи по стилю и композиции. Однако в начале прошлого века их разъединили: произведения из собрания Эрмитажа передавали в коллекции других музеев, и «Девочка» переехала в Пушкинский.
Мои круизы и другие путешествия.
Пишу отчёт:
Пишу отчёт:
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Двигаясь в продолжении выставки по колоннаде второго этажа здания музея, почувствуешь себя как в анфиладе какого-нибудь дворца — с портретов на стенах на тебя смотрят аристократы и монархи.
Среди наиболее заметных работ — «Портрет графа-герцога де Оливареса» Веласкеса и «Портрет инфанта Карлоса II в детстве» Барнуэво.
Причём, представлены « два Оливареса», один оригинал, второй - подражание.
Тот случай, когда одна работа близка к фотопортрету, а вторая - чистая психология ( весь день и особенно вечер чувствовала на себе этот взгляд ).
Фото не передаёт разницу, глаза в глаза восприятие другое.
Среди наиболее заметных работ — «Портрет графа-герцога де Оливареса» Веласкеса и «Портрет инфанта Карлоса II в детстве» Барнуэво.
Причём, представлены « два Оливареса», один оригинал, второй - подражание.
Тот случай, когда одна работа близка к фотопортрету, а вторая - чистая психология ( весь день и особенно вечер чувствовала на себе этот взгляд ).
Фото не передаёт разницу, глаза в глаза восприятие другое.
Мои круизы и другие путешествия.
Пишу отчёт:
Пишу отчёт:
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
«Лицом» выставки стал очаровательный белокурый мальчик в роскошном кафтане.
Это инфант Карлос II, будущий король Карл II, последний Габсбург на испанском троне.
Он брат инфанты Маргариты, героини «Менин» Веласкеса (тогда Карлос еще не родился и Маргарита была наследницей престола).
Инфанте 5 лет, Карлосу на этом портрете (Эрмитаж) не больше девяти.
Себастьян Эррера Барнуэво занял пост придворного художника, создавая милашку Карлоса.
Придворный художник приукрасил инфанта.
Карлос до четырех лет не мог говорить, а до десяти – ходить.
Самые лестные его изображения (кроме этого) - свидетельства вырождения династии.
Неудивительно: обычный человек в пятом поколении имеет 32 предка, а у Карла II, жертвы близкородственных браков, их было всего 10.
Это инфант Карлос II, будущий король Карл II, последний Габсбург на испанском троне.
Он брат инфанты Маргариты, героини «Менин» Веласкеса (тогда Карлос еще не родился и Маргарита была наследницей престола).
Инфанте 5 лет, Карлосу на этом портрете (Эрмитаж) не больше девяти.
Себастьян Эррера Барнуэво занял пост придворного художника, создавая милашку Карлоса.
Придворный художник приукрасил инфанта.
Карлос до четырех лет не мог говорить, а до десяти – ходить.
Самые лестные его изображения (кроме этого) - свидетельства вырождения династии.
Неудивительно: обычный человек в пятом поколении имеет 32 предка, а у Карла II, жертвы близкородственных браков, их было всего 10.
Мои круизы и другие путешествия.
Пишу отчёт:
Пишу отчёт:
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Следующий маленький зал полностью посвящён творчеству Франсиско Гойи - мастера эпохи романтизма. Здесь представлена его живопись и графика, в том числе позднего периода — наиболее мрачного в его карьере.
Мои круизы и другие путешествия.
Пишу отчёт:
Пишу отчёт:
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
На фасаде Пушкинского «Испанскую коллекцию» представляют инфант и воин с маршальским жезлом и шпагой. Облако перьев на шляпе и алый плащ - отдельная красота.
Воин - Фернандо III кисти Сурбарана.
Этот король Кастилии (с 1217) и Леона (с 1230) объединил две провинции (с тех пор на гербе Испании замок -Кастилия и лев-Леон).
Он герой Реконкисты - отвоевал у мавров Севилью у в 1248 (а также Кордову).
Сразу и не заметишь на портрете тонкий нимб - в 1671 король был причислен к лику святых.
Картина Сурбарана называна «Сан Фернандо» - но написана в 1630-34
Пока не поняла как такое могло получиться
Мои круизы и другие путешествия.
Пишу отчёт:
Пишу отчёт:
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
В художественной и интеллектуальной среде Испании на рубеже 19 и 20 веков сосуществовали два способа отношения к действительности, и именно искусство, философия и литература делили страну на «Черную» и «Белую».
Живопись «Черной Испании» представлена на выставке картиной Игнасио Сулоага «Испанки в ложе», а солнечная и приятная для глаза работа импрессиониста Хоакина Сорольи «Приготовление изюма» является демонстрацией направления «Белая Испания».
Живопись «Черной Испании» представлена на выставке картиной Игнасио Сулоага «Испанки в ложе», а солнечная и приятная для глаза работа импрессиониста Хоакина Сорольи «Приготовление изюма» является демонстрацией направления «Белая Испания».
Мои круизы и другие путешествия.
Пишу отчёт:
Пишу отчёт:
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Последний зал выставки представляет нам — в полумраке, между скульптур, мерцающие голубым блеском две картины: «Святой Иоанн Креститель» (1610 -е) Эль Греко и «Старый еврей с мальчиком» (1903) Пабло Пикассо.
Недостаток второй. Очень мрачно, совсем мало света в этом зале, невозможно прочитать надписи на стенах.
Между картинами — несколько столетий, практически весь классический период испанской живописи.
В то же время работы перекликаются между собой: похожи позы провидца и нищего, в глазах обоих читается смирение перед своей участью.
Ослепший нищий старик с лицом пророка и закутанный в покрывало мальчик с тем же смирением принимают свою участь, как и Иоанн Креститель.
Объединение этих двух картин из разных веков символически «закольцовывает» выставку.
Недостаток второй. Очень мрачно, совсем мало света в этом зале, невозможно прочитать надписи на стенах.
Между картинами — несколько столетий, практически весь классический период испанской живописи.
В то же время работы перекликаются между собой: похожи позы провидца и нищего, в глазах обоих читается смирение перед своей участью.
Ослепший нищий старик с лицом пророка и закутанный в покрывало мальчик с тем же смирением принимают свою участь, как и Иоанн Креститель.
Объединение этих двух картин из разных веков символически «закольцовывает» выставку.
Последний раз редактировалось Катя Мур 24 ноя 2023, 16:11, всего редактировалось 2 раза.
Мои круизы и другие путешествия.
Пишу отчёт:
Пишу отчёт:
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Бесспорно, основная глава испанской коллекции в России связана с Эрмитажем, сегодня она насчитывает более 150 работ и является самой крупной за пределами Испании.
Собрание начало формироваться с единичных поступлений в составе приобретённых Екатериной II коллекций Иоганна Эрнста Гоцковского, графа Генриха Брюля, лорда Уолпола. Затем в начале XIX века Александр I приобрёл 84 испанские картины у антиквара Уильяма Кузвельта.
Испанская коллекция Пушкинского музея формировалась фрагментарно и на 150 лет позже – с момента создания в 1924 году Картинной галереи.
В 1920–1930-х годах поступали произведения из Румянцевского музея, из дворца графов Шуваловых в Санкт-Петербурге, а также из других национализированных частных собраний.
Коллекция картин испанских художников 19 века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина на выставке показана в полном составе.
Недостаток третий.
Ожидала, что Эрмитаж поделится бОльшим количеством работ, но не случилось, зажмотились
Могли бы хоть второго Веласкеса дать
Да и Мурильо мало…
Не хватило мне наполнения.
Недостаток четвёртый, а может и достоинство.
Жутко захотелось в Прадо…
Выставка достойная, к посещению обязательна!
Сначала прошлась часа полтора самостоятельно, потом два часа с экскурсией. Достаточно времени получилось.
Народу много, очень. Проблема с гардеробом, мест катастрофически не хватало, хотя музей пытается решить эту проблему, организовывая дополнительные стихийные места для раздевания.
Бесили хитрые дамы, не входящие в экскурсионную группу, постоянно пытавшиеся занять козырное место около картины или гида
Хороший и относительно недорогой каталог.
Обещают подобную выставку в Эрмитаже. Интересно.
Если осуществится, надо бы съездить.
Собрание начало формироваться с единичных поступлений в составе приобретённых Екатериной II коллекций Иоганна Эрнста Гоцковского, графа Генриха Брюля, лорда Уолпола. Затем в начале XIX века Александр I приобрёл 84 испанские картины у антиквара Уильяма Кузвельта.
Испанская коллекция Пушкинского музея формировалась фрагментарно и на 150 лет позже – с момента создания в 1924 году Картинной галереи.
В 1920–1930-х годах поступали произведения из Румянцевского музея, из дворца графов Шуваловых в Санкт-Петербурге, а также из других национализированных частных собраний.
Коллекция картин испанских художников 19 века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина на выставке показана в полном составе.
Недостаток третий.
Ожидала, что Эрмитаж поделится бОльшим количеством работ, но не случилось, зажмотились
Могли бы хоть второго Веласкеса дать
Да и Мурильо мало…
Не хватило мне наполнения.
Недостаток четвёртый, а может и достоинство.
Жутко захотелось в Прадо…
Выставка достойная, к посещению обязательна!
Сначала прошлась часа полтора самостоятельно, потом два часа с экскурсией. Достаточно времени получилось.
Народу много, очень. Проблема с гардеробом, мест катастрофически не хватало, хотя музей пытается решить эту проблему, организовывая дополнительные стихийные места для раздевания.
Бесили хитрые дамы, не входящие в экскурсионную группу, постоянно пытавшиеся занять козырное место около картины или гида
Хороший и относительно недорогой каталог.
Обещают подобную выставку в Эрмитаже. Интересно.
Если осуществится, надо бы съездить.
Мои круизы и другие путешествия.
Пишу отчёт:
Пишу отчёт:
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Классная картина, живая.Катя Мур писал(а): ➡ картиной Игнасио Сулоага «Испанки в ложе»
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Катя Мур! Спасибо. Как всегда, прекрасный обзор. Была на предпоказе. Мне, как раз, показалось, что застройка выставки неудачная. Этот тренд последнего времени мне вообще не очень нравиться. Ну а испанцы, конечно, всегда интересны и встреча с ними в любой локации - праздник!
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Что не понравилось?viktorina писал(а): ➡что застройка выставки неудачная.
Мои круизы и другие путешествия.
Пишу отчёт:
Пишу отчёт:
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Катя Мур, Катя, а на пермскую выставку не ходила?
"Ночь темнее всего перед рассветом". Бенджамин Дизраэли
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
TatianaIv, пока нет, она до 24 февраля, думаю, успею.
Мои круизы и другие путешествия.
Пишу отчёт:
Пишу отчёт:
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Мы хотим и её и Рериха зараз, но вот думаю не ту мач ли
"Ночь темнее всего перед рассветом". Бенджамин Дизраэли
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Между выставками посидите в кафе, передохните.
Я раньше по две выставки смогла переваривать, идеально одну с экскурсией, большую, значимую, вторую камерную.
Сейчас поняла, что значимую точно мешать не нужно.
После испанцев вообще тяжело, хочется смотреть только западно-европейское и такое же статусное по именам
Наверное, нужен перерыв…, но на следующей неделе Щусев в МУАРе
Я раньше по две выставки смогла переваривать, идеально одну с экскурсией, большую, значимую, вторую камерную.
Сейчас поняла, что значимую точно мешать не нужно.
После испанцев вообще тяжело, хочется смотреть только западно-европейское и такое же статусное по именам
Наверное, нужен перерыв…, но на следующей неделе Щусев в МУАРе
Мои круизы и другие путешествия.
Пишу отчёт:
Пишу отчёт:
-
- Сообщения: 2803
- Зарегистрирован: 26 июн 2016, 18:46
- Откуда: Москва
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Нормально.TatianaIv писал(а): ➡ Мы хотим и её и Рериха зараз, но вот думаю не ту мач ли
Боги — очень компактная выставка. А авангард там по сравнению с основной коллекцией Третьяковки слабоват.
-
- Сообщения: 2803
- Зарегистрирован: 26 июн 2016, 18:46
- Откуда: Москва
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Катя Мур, спасибо, красиво написали.
А кто у вас гидом был?
Стулья и фортепьяно в белом зале, вы правы, мешают, но их не было сначала, а этот четверг уже да, стояли.
Можно сходить ещё раз после окончания Декабрьских вечеров и сравнить впечатления.
Но картина Мурильо вызывает столько вопросов, с ней связанных, что на фортепиано можно не обращать внимания)
Мне в целом все понравилось, ну отдельная развеска не очень. В частности, как повесили Эль Греко рядом с Пикассо. Коль скоро для них выделили такое большое пространство, могли бы какой-то диалог между ними устроить.
Света мне хватало, и народа не очень много было, хотя оба раза была около 5 вечера.
Второй раз мне даже больше понравилось, вспомнила все свои визиты в Прадо и особенно в Толедо, где много Эль Греко.
А то, что выставка лаконична — да, тоже так показалось. Но в Галерее 19-20 века ещё одна выставка Россия Испания, если совместить, как раз будет хорошо)
Тоже интересно было обращать внимание на то, как та или иная картина попала в музеи.
В основном, из частных коллекций тех же Морозовых, Щукиных, Остроухова... ну и другие варианты тоже, конечно...
И вопросы возникают разные на фоне сегодняшних событий. Я бы, к примеру Сикстинской мадонной с удовольствием любовалась бы в Пушкинском))
Вообще, конечно, молодцы Пушкинский! И образовательная программа хорошая к выставке в итальянском дворике и в музее частных коллекций. Рекомендую!
Имхо, даже интереснее, чем просто экскурсия с гидом.
Услышав, кстати, нашего гида с абонементных экскурсий на выставке, ощутила огромную разницу в подаче материала, даже в манере вести экскурсию: на абонементе — поэзия)), на выставке — краткий торопливый конспект.
Все не в пользу сборной экскурсии... включая толпы народа.
А кто у вас гидом был?
Стулья и фортепьяно в белом зале, вы правы, мешают, но их не было сначала, а этот четверг уже да, стояли.
Можно сходить ещё раз после окончания Декабрьских вечеров и сравнить впечатления.
Но картина Мурильо вызывает столько вопросов, с ней связанных, что на фортепиано можно не обращать внимания)
Мне в целом все понравилось, ну отдельная развеска не очень. В частности, как повесили Эль Греко рядом с Пикассо. Коль скоро для них выделили такое большое пространство, могли бы какой-то диалог между ними устроить.
Света мне хватало, и народа не очень много было, хотя оба раза была около 5 вечера.
Второй раз мне даже больше понравилось, вспомнила все свои визиты в Прадо и особенно в Толедо, где много Эль Греко.
А то, что выставка лаконична — да, тоже так показалось. Но в Галерее 19-20 века ещё одна выставка Россия Испания, если совместить, как раз будет хорошо)
Тоже интересно было обращать внимание на то, как та или иная картина попала в музеи.
В основном, из частных коллекций тех же Морозовых, Щукиных, Остроухова... ну и другие варианты тоже, конечно...
И вопросы возникают разные на фоне сегодняшних событий. Я бы, к примеру Сикстинской мадонной с удовольствием любовалась бы в Пушкинском))
Вообще, конечно, молодцы Пушкинский! И образовательная программа хорошая к выставке в итальянском дворике и в музее частных коллекций. Рекомендую!
Имхо, даже интереснее, чем просто экскурсия с гидом.
Услышав, кстати, нашего гида с абонементных экскурсий на выставке, ощутила огромную разницу в подаче материала, даже в манере вести экскурсию: на абонементе — поэзия)), на выставке — краткий торопливый конспект.
Все не в пользу сборной экскурсии... включая толпы народа.
Последний раз редактировалось Bloomington 25 ноя 2023, 08:04, всего редактировалось 2 раза.
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Вопрос к гиду про нимб на подкорку записала . Картины воспоминания о Черной мадонне всколыхнули, ну и вообще навеяли .
Появилась регистрация на декабрь на бесплатные экс в Третьяковке на Рахманинова.
Я по несколько выставок спокойно перевариваю, переключаюсь быстро, а муж не более двух, и то с бурчанием. Толпы за гранью, мы на Андрияки в РАХ попали на окончание его встречи с народом. Лом был везде, от билетов до вешалок. А уж как от приливов масс за маэстро уворачивались ...
Появилась регистрация на декабрь на бесплатные экс в Третьяковке на Рахманинова.
Я по несколько выставок спокойно перевариваю, переключаюсь быстро, а муж не более двух, и то с бурчанием. Толпы за гранью, мы на Андрияки в РАХ попали на окончание его встречи с народом. Лом был везде, от билетов до вешалок. А уж как от приливов масс за маэстро уворачивались ...
Re: Москва зрелищная: личный опыт окультуривания
Вот интересно, 30 декабря будет много народу или все будут торговлю проверять?
"Ночь темнее всего перед рассветом". Бенджамин Дизраэли