Есть ещё одна интересная вещь, которую мы не разбирали -
знаки функций.
Разберём на примере базовой функции - это самое интересное, так как она определяет мир, в котором мы живём (хотя каждая из 16 функций у каждого ТИМа имеет свой знак).
Среди 16 ТИМов есть одинаковые пары базовых тимов (например, базовые ЧЛ - Штирлиц и Джек, базовые БС - Дюма и Габен). Данные ТИМы образуют родственные пары (взаимоотношения "Родственники").
Вроде бы базовые функции одинаковые, но работают они по-разному. Понятно, что там разные творческие функции. Но, оказывается, каждую из базовых в паре можно описать отдельно от всех остальных функций.
Впервые на факт различного проявления каждой соционической функции в родственных парах обратил внимание В. Гуленко и подробно описал его. Он разделил эти функции на плюсовые и минусовые:
"+" он присвоил той функции, которая действует на близком расстоянии, описывая детали и подробности (по моим наблюдениям обладатели знака плюс стремятся получать любой опыт по ней, даже негативный);
"-" той, которая стремится "уйти на дальнюю дистанцию", и увидеть общий план (по моим наблюдениям обладатели знака минус стремятся ограничить себя на получения негативного опыта по данной функции).
Вот как выглядят знаки на Модели А (представил ограниченно только по базовой и творческой функциям, чтобы не загромождать модель; они все чередуются + и -, только с неосознанных функций начинаются с обратного знака):
Тут я, кстати, заметил одну интересную закономерность. Я уже обращал Ваше внимание, что творческая функция работает на базовую. Но, получается, что и знак творческой функции работает на знак базовой. На примере Габена: знания по ЧЛ+ (любые - негативные и позитивные) позволяют оберегать базовую БС-, у которой задача не получить отрицательный опыт (конкретный пример: знание фактов о том, какие можно получить неприятные ощущения от катания на экстремальных аттракционах, оберегают Габена от катания на таких аттракционах, чтобы не получить негативные ощущения).
А теперь подробно про базовую функцию каждого ТИМа попарно, чтобы была понятна разница + и -.
Базовые ЧИ.
Дон Кихот (интуиция плюс). Подробное исследование имеющихся возможностей, использование любых источников информации. Генерирование новых, особенно необычных, идей по любым поводам, даже не имеющим практического применения.
Гексли (интуиция минус). Быстро выбирает из множества возможностей наиболее важную, отбрасывает то, что имеет незначительный шанс на успех. Способен увлечься далёкой перспективой, пренебрегая конкретными возможностями, дающими ближайший результат.
Базовые ЧС.
Наполеон (сенсорика плюс). С успехом анализирует волевые качества конкретных людей, оценивает их с этой точки зрения. Распространяет своё влияние на ближайшее окружение, легко устанавливает лидерство, действуя при этом дипломатично. Избегает резких поворотов, однако бывает разбросан в своей волевой активности, несколько суетлив.
Жуков (сенсорика минус). Нацелен на достижение крупных задач. Способен выбрать генеральное направление для приложения своих усилий. Не демонстративен - проводит свою линию, часто оставаясь в тени, на далекой дистанции.
Базовые ЧЭ.
Гамлет (этика плюс). Каждый человек для него - объект внимания. Тонко улавливает малейшие эмоциональные проявления находящихся рядом людей. Способен к богатой эмоциональной выразительности. Любые эмоции, даже негативные, вызывают интерес. Умеет манипулировать чувствами людей, делает это очень искусно.
Гюго (этика минус). Старается избегать отрицательных внешних эмоций, из-за этого его собственные эмоции бывают контрастными - от яркой радости до резко эмоционального ограничения действий своих обидчиков. Несмотря на дружеское расположение к людям, он не допускает панибратства (устанавливает далекую психологическую дистанцию со всеми, кроме близкого круга). Считает, что должны соблюдаться нормы нравственности и морали, сохраняться традиции.
Базовые ЧЛ.
Штирлиц (логика плюс). Изучает множество деталей, конкретные возможности для получения практического результата. Любит точную скрупулезную работу, предпочитает экономить, но не рисковать. Для него важна стабильность на производстве, поскольку, сосредоточенный на текущих делах, он затрудняется охватить весь производственный процесс целиком.
Джек Лондон (логика минус). Привлекают общие перспективные направления, предпочитает работу "крупными блоками", действуя в рамках своего целостного видения проблемы. Может упустить из виду детали. Легко ориентируется в условиях нестабильности, не боится делового риска, поскольку никогда не упускает из виду генеральное направление.
Базовые БИ.
Бальзак (интуиция плюс). Дотошный и скрупулезный педант. На основе близкого наблюдения за поведением людей и течением событий он способен прогнозировать развитие ситуации.
Есенин (интуиция минус). Умение предвидеть назревание крупных событий, особенно - опасностей глобального масштаба, синтезируя "витающие в воздухе" неясные предчувствия. Подолгу переживает то, что у него осталось в прошлом.
Базовые БС.
Дюма (сенсорика плюс). Окружает себя и своих близких предметами удобства, комфорта, уюта. Стремится к разного рода наслаждениям (секс, еда, развлечения и т.п.).
Габен (сенсорика минус). Отделяет свою сенсорную "территорию" от посторонних вторжений. Старается отказаться от предполагаемых новых, возможно, неприятных ощущений в пользу надёжных и проверенных. В этом смысле будет, например, более склонен употреблять более здоровую еду и сидеть дома, чем искать приключений на улице.
Базовые БЭ.
Достоевский (этика плюс). C интересом и сочувствием относится к каждому конкретному человеку, готов анализировать его проблемы, понять его, снять с него психологическое напряжение. Ведет доверительные беседы, общается на близкой дистанции, в том числе и с теми, кто ему мало знаком, но нуждается в его участии.
Драйзер (этика минус). Руководствуется общими законами нравственности, основанными на системе человеческого опыта. Делит людей на своих (например, семья, друзья) и чужих: свои постоянно находятся в кругу его забот, чужие его мало волнуют.
Базовые БЛ.
Максим Горький (логика плюс). Последовательно рассматривает все объекты в структуре и питается систематизировать их и усовершенствовать. Улучшает существующие структуры путем создания правил, норм в уже готовой схеме. Углубляется в узкую сферу деятельности.
Робеспьер (логика минус). Стремиться найти общие закономерности, принципиальные подходы, которые позволят уложить все частности в глобальную схему. Интересуют глобальные проблемы, уходит от конкретики, чтобы отстраненным взглядом лучше увидеть общее.