Сегодня хотелось бы написать и может и обсудить картины одного из очень любимых мною художников Сандро Боттичелли.
Конечно, срау, при этом имени, в воспоминаниях-Флоренция..
Один из самых пленительных образов Эпохи Возрождения. Если бы богиня любви на самом деле существовала, она была бы именно такой.
И почему это же лицо мы встречаем на многих картинах Боттичелли?
Боттичелли – непревзойдённый эстет. Его картины – это не просто приятные глазу полотна. Это гимн красоте.
Он и сам был красивым человеком.
Сандро Боттичелли. Фрагмент картины “Поклонение волхвов” (автопортрет). 1475 г. Галерея Уфицци, Флоренция
Боттичелли совершил удивительное,- он написал вневременную красоту.
деталь “Весны” 1482 г.
деталь “Мадонны Магнификат” 1480 г.
Боттичелли воспевал красоту. И жаждал нести эту красоту окружающим.
Но при этом Боттичелли не переходит границу, которая отделяет истинное произведение искусства от пустой декоративности. Ещё чуть-чуть и мы бы сказали, что такая красота слишком приторная. Почему он не переходит эту грань?
Потому, что они, его прекрасные образы, наделены чувствами, эмоциями. Всё видно в их глазах, взгляде
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Фрагмент. 1484 г. Галерея Уффици, Флоренция
Почему в этом образе видится Мадонна?
Читаю сейчас удивительно интереснейший , даже не отзыв, а большой искусствоведческий обзор о Рафаэле
В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020
подумала, что их, эти удивительные образы, можно поставить рядом
Венера Боттичелли сочетает в себе внешнюю красота богини и внутреннюю красоту Мадонны.
А вот и его Мадонна.
Фрагмент Мадонна на троне. 1480 г.
Боттичелли не выдумал этот образ. Он знал такую женщину. Наделённую удивительным сочетанием внешней и внутренней красоты.
История ее любви и смерти произвела неизгладимое впечатление на художника. Вот она, Симонетта Веспуччи.
Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины. 1485 г. Штедель, Франкфурт-на-Майне
Она была одной из красивейших женщин Флоренции. В неё без памяти был влюблён младший брат правителя этого города-государства, Джулиано Медичи.Скорее всего, их отношения были платоническими. Она была замужем.Симонетта умирает от чахотки в 23 года. А Джулиано погибнет два года спустя в день ее смерти. Боттичелли дружил с Джулиано. Поэтому эта история любви и мистическое совпадение дат смерти глубоко его поразили. С тех пор лица Симонетты и Джулиано часто появляются на его картинах. Сандро так же любил её и это лицо, этот образ на многих его работах.
“Рождение Венеры” далеко не всегда была признана шедевром. До середины 19 века Боттичелли считали второстепенным мастером.
Тогда все художники страдали рафаэлеманией. У Боттичелли был младший современник Рафаэль. Который создавал не менее прекрасных Мадонн. И у него было два больших преимущества перед Боттичелли.
Рафаэль создавал свои шедевры масляными красками. Вслед за Леонардо да Винчи. Тончайшие лессировки (полупрозрачные слои краски) делали его героинь более живыми.
В то время, как Боттичелли ещё работал по старой технологии, темперными красками. Они быстро сохли, поэтому накладывались одним слоем. В результате образы получались сухими, безжизненными.
А второе преимущество Рафаэля заключалось в композиции.
Боттичелли иногда критикуют за коллажность его работ. Да, композиция не была его сильной стороной. Порой его герои просто стоят в ряд. Как, например, на знаменитой картине “Весна”.
Рафаэль же создавал сложнейшие композиции.
Рафаэль. Святая Цецилия. 1513-1516 гг. Национальная пинакотека Болоньи, Италия
И в сочетании с красивыми и живыми образами стал образцовым мастером. Которому стремились подражать многие поколения художников.
Но художники решили посмотреть, как работали художники до Рафаэля. И открыли для себя “Рождение Венеры” и “Весну” Боттичелли.
Так возникло движение прерафаэлитов. То есть тех, кто перенимал техники художников, творивших до Рафаэля.
них мы видим невероятно красивых и чувственных женщин. Так же, как у Боттичелли, это были музы. Например, Россетти всю жизнь изображал Элизабет Сиддал. А Уотерхаус – Мюриел Фостер.
Данте Габриэль Россетти. Блаженная Беатриса. 1864-1870 гг. Галерея Тейт, Лондон.
Джон Уильям Уотерхаус. Борей. 1903 г. Частная коллекция
Еще по одной причине “Венера” Боттичелли была надолго забыта.
Однажды во Флоренции появился харизматичный фанатик, Савонарола. Который своими проповедями начал обличать правление Медичи. И призывал сжигать все “суетное”, то есть предметы роскоши.
Впечатлительный Боттичелли поддался этому влиянию. И сжёг немало своих картин. Постепенно из его работ ушла красота. А ощущение одиночества и грусти, которые читались ещё в “Венере”, лишь усилилось. Так появилась его “Покинутая”.
Сандро Боттичелли. Покинутая. 1495 г. Частная коллекция, Рим
Какой контраст с Венерой!
“Венера” Боттичелли – один из самых красивых образов, когда либо созданных. В одном ряду с Сикстинской Мадонной Рафаэля.
Прерафаэлиты заново открыли миру Боттичелли. Они продолжили его дело, множа красоту в своих работах.
Источник
https://www.arts- .ru