Еще открытие: оказывается, Кижский архипелаг, на скандинавский манер называется Кижскими шхерами потому что в этих местах остров не один, а множество мелких и скалистых островов, разделенных узкими проливами.
Онежские шхеры еще 150 лет назад были очень оживленным местом, сейчас не так. Те 20 км, которые мы плыли между островов, были как будто из параллельной вселенной, ничего похожего на предыдущие оживленные речные пути.
И уникальные деревянные постройки, которые привезли на главный остров прекрасны, и их вид с воды просто неописуем. Это ни одна фотография не передаст, только лично. Выдохнуть, не дышать и смотреть. И запомнить, запечатлеть на подкорке.
Еще из открытий: погост. Везде под погостом обычно понимают сельское кладбище. Здесь погост — это храмовый комплекс, религиозный и культурный центр округи.
И вот плетусь я там по всему острову в хвосте за экскурсоводом, слушаю вполуха ее (кстати, неплохой) рассказ и вижу доказательства почему Кижи производят такое впечатление света, воздушности, радости.
Ведь вытесаны, пусть и гениально, но топором.
И дерево темное, должно давить, высасывать свет.
Я тогда знала ответ, просто убедилась. Опять здесь золотое сечение виновато, с его идеальными пропорциями. То, что построено по его принципу, всегда будет красиво и неподвластно течению времени. И будет нести свет, ощущение счастья людям. Ну ладно Никон, упоминаемый мной в посте про Кузино. Он образованный. А откуда это знали мужики с топорами, создавшие ЭТО. Кстати, вполне серьезно у историков есть версия, что греки не додумались сами, а использовали дохристианские, ведические знания славян. И потом уже Пифагор облачил в форму.