В поисках Рафаэля, или Как все успеть 2: Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Отчёты о сухопутных путешествиях, отзывы, рассказы
viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Итак, культурная программа в Берлине окончена и надо отправляться в аэропорт, где меня ждет самолет в Рим.
В Берлине обстановка была спокойная и про короновирус еще никто не говорил, а вот в Италии эпидемия уже набирала обороты. Поэтому я заранее запаслась масками и перчатками, как говорят, "от греха"!
Друзья очень переживали , поэтому твердо обещала носить их в Италии, а так же в самолете и аэропорту.
Поэтому поужинала в городе и к 20-45 была в самолете.
Рим встретил медицинским контролем. Всем прилетевшим замеряли температуру и предложили обработать руки антисептиком.
Автобус-экспресс за 40 минут доставил меня до центрального вокзала, где у меня был заказан отель. Madison Hotel (Rome, Via Marsala 60) находится совсем рядом с вокзалом, поэтому уже через 15 минут я уже была в номере.

Изображение

Утром мне предстояло еще одно интересное мероприятие, завтрак в Ватикане! Поэтому с удовольствием сразу легла спать.

litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение litmenu »

viktorina писал(а): Alte Nationalgalerie - это обширная коллекция произведений искусства между Французской революцией и Первой мировой войной, между классицизмом и модернизмом. Великолепная гармония между коллекцией и зданием музея уникальна
Полностью согласна. Была в этом музее в 2004 году, понравилось, хотелось бы повторить.

А отель в Риме у Вас симпатичный.

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Отель самый простой, без каких-либо изысков, но рядом с автобусной остановкой и там можно после выписки оставить вещи в камере хранения.

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Утро встретило меня солнышком, что после хмурого Берлина очень порадовало. За окном была настоящая весна, температура - 18 градусов, но днем воздух прогрелся аж до 24 градусов. Все благоприятствовало приятной прогулке по Риму.
Итак, меня ждал завтрак, но не в отеле, а в Ватикане! На опцию"Завтрак в Ватикане" я наткнулась совершенно случайно, в процессе приобретения билетов в Ватикан. Уже несколько лет, после того как однажды не смогла попасть в музей из-за большой очереди, все билеты покупаю через интернет. А тут предлагают еще и позавтракать с видом на папские сады!
Написала в информационную службу Ватикана и выяснила, что можно купить билет в музеи Ватикана и, перед посещением музея, позавтракать в кафе Ватиканских музеев. Мне это показалось интересным, тем более, что отель не предлагал завтраки. Точнее их надо было покупать отдельно.
Завтрак в музеях Ватикана – это возможность посетить музеи Ватикана до массового открытия для публики (т.е. до 09.00) и насладиться вкусным и сытным завтраком на территории государства Ватикан!
Какие бывают варианты завтрака в музеях Ватикана
Есть две основные опции BREAKFAST AT THE MUSEUMS:
• EARLY ENTRANCE TO THE MUSEUMS AND BREAKFAST. Эксклюзивный ранний вход в музеи Ватикана в 07.15 утра, американский завтрак в 07.30, включен аудиогид. Стоимость билетов: 68 евро взрослый и 59 евро льготный (дети с 6 до 18 лет, студенты до 25 лет при предъявлении студенческого удостоверения международного образца (International Student Card))
• ADMISSION TO THE MUSEUMS AND BREAKFAST. Ранний вход, начиная с 08.00, американский завтрак. Стоимость билетов: 38 евро взрослый, 29 евро льготный(дети с 6 до 18 лет, студенты до 25 лет при предъявлении студенческого удостоверения международного образца (International Student Card))

Изображение

Как забронировать билет с завтраком в музеях Ватикана
Нужно зайти на официальный сайт по продаже билетов в музеи Ватикана.
Выбрать 4-ю по счету строчку BREAKFAST AT THE MUSEUMS
В зависимости от того, когда вы хотите пойти, нужно выбрать EARLY ENTRANCE TO THE MUSEUMS AND BREAKFAST (вход в 07.15) или ADMISSION TO THE MUSEUMS AND BREAKFAST (вход, начиная с 08.00)
Я выбрала вариант посещения музея с завтраком - 39 евро. Дороговато! Но, так как я являюсь членом ИКОМ, стоимость снизилась до 20 евро и меня это вполне устроило, так как бонусом было посещение музея до его официального открытия.
Маска и перчатки уже ждали меня на столе. Убедившись, что кроме меня никто в Риме больше НЕ использует средства индивидуальной защиты, я нырнула в метро и через 30 минут уже была в Ватикане.

Изображение

Меня любезно встретили у входа и предложили пройти в кассу и поменять свой электронный билет на бумажный. Дальше, передавая меня из рук в руки, сотрудники музей препроводили меня в кафетерий, где и был организован завтрак.

Изображение

К моему большому изумлению я завтракала одна!

Завтрак был скромный, но вкусный.
На горячее предлагали омлет и яичницу, жаренную картошку, сосиски и колбаски, любимый мною жаренный бекон.

Изображение

Очень пришлись по вкусу оладушки, которые жарят тут же, на ваших глазах. Колбасная и сырная нарезка.
Свежие овощи и фрукты в ассортименте. Очень вкусные апельсины. Такое впечатление, что их только что сорвали с дерева в ватиканском саду!

Изображение

Тут же из этих апельсинов могут приготовить свежевыжитый сок

Изображение

Хлопья и йогурты.

Изображение

Очень вкусный кофе и выпечка.
Чудный вид из окна

Изображение

Скажу честно, позавтракала с удовольствием! Правда немного смущало излишнее внимание и услужливость персонала. Но это потому, что я была единственным посетителем.
Но самое приятно ждало впереди! На завтрак ушло 30 минут и 8-15 я ,в гордом одиночестве, отправилась в ватиканские музей. Я одна, нет даже музейных смотрителей! Маску и перчатки можно снять.

Изображение

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13520
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение Катя Мур »

Ничего себе скромный завтрак! Очень даже разнообразный и питательный!
Тем более, завтрак - это приятное приложение к посещению музеев Ватикана, да ещё в полном одиночестве. Наверное, было удивительное чувство...

Аватара пользователя
TGSable
Сообщения: 3383
Зарегистрирован: 23 май 2016, 18:12

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение TGSable »

Фантастика! Рада за Вас. Мечтаю :)

litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение litmenu »

Будем теперь знать о завтраке в Ватикане. Спасибо за подробное описание этой опции.

Одной в залах Ватикана, конечно, заманчиво. А не страшновато? Думается, мне было бы немного не по себе находиться совсем одной среди множества скульптур.

Кстати, а Аполлон Бельведерский в марте уже был на месте? А то в декабре 2019 года он был на реставрации. :(

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13520
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение Катя Мур »

litmenu писал(а): Думается, мне было бы немного не по себе находиться совсем одной среди множества скульптур.
А мне очень хочется такое испытать! Можно представить себя эдак несколько сот лет назад... и такое нафантазировать :?

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

litmenu писал(а): Одной в залах Ватикана, конечно, заманчиво. А не страшновато? Думается, мне было бы немного не по себе находиться совсем одной среди множества скульптур.
Мне было очень комфортно! Уже позже я подумала, что напрасно не воспользовалась моментом и не сделала каких-нибудь интересных фотографий. Ведь никто не мешал!
Я не любитель фотографировать в музеях, но все же несколько фотографий сделала.

Изображение

Изображение

Работы Карло Кривелли были куплены в 1831 году папой Пием VII в Марше. В этом регионе художник провел большую часть своей жизни, работая во главе важного семинара для местных церквей и монастырей.

"Святые Анна и Мария"

Изображение

Работа, которая меня завораживает.
Ее приписывали Лоренцо ди Алесандро да Сан Саверино.
Сейчас она экспонируется как работа неизвестного автора!?!

Изображение

Это изображение наглядно показывает, почему я не фотографирую в музеях!

Аватара пользователя
The Little Mermaid
Сообщения: 11950
Зарегистрирован: 12 окт 2017, 10:26
Откуда: Stuttgart

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение The Little Mermaid »

viktorina,
Спасибо, что кроме всех прекрасных произведений искусства, показали "завтрак в Ватикане". Видела на сайте билеты с такой опцией и всегда думала:"А интересно бы попробовать раннее посещение, без толп туристов".
viktorina писал(а): Но, так как я являюсь членом ИКОМ, стоимость снизилась до 20 евро и меня это вполне устроило,

У меня вопрос:" Что такое членство ИКОМ?"

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Международный совет музеев, ИКОМ (англ. International Council of Museums, сокр. англ. ICOM) — неправительственная профессиональная международная организация, созданная в 1946 году в Париже (Франция). ИКОМ имеет в ЮНЕСКО и при Экономическом и социальном совете ООН высший консультативный статус категории «А». ИКОМ — это международная организация музеев и музейных специалистов, которые занимаются хранением, развитием и взаимодействием общества и мирового природного и культурного наследия, настоящего и будущего, материального и нематериального наследия.

ИКОМ финансируется, прежде всего, за счет взносов членов комитета и поддерживается ЮНЕСКО, ДОТАЦИОННЫЙ ФОНД ИКОМ и отдельными национальными комитетами. ИКОМ претворяет в жизнь часть программы ЮНЕСКО для музеев. Вход во все государственные музеи и многие частные или бесплатный или льготный.
Членство в ИКОМ платное ( 5 тыс. в год), но моя организация является коллективным членом ИКОМ, поэтому сотрудники активно пользуются этой льготой. Но я подсчитала, что даже если бы покупала индивидуальное членство, все равно была бы в плюсе, и хорошем. Конечно 2020 год не пример!
Например, в 2018 году на посещение музеев я бы потратила почти 200 евро, в 2019 еще больше! Другое дело, что даже индивидуальное членство оформить можно только работникам культуры. Это закрытый клуб!

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Рассказывать о сокровищах Пинакотеки Ватикана дело безнадежное! Но я, конечно же, в первую очередь, пришла сюда в поисках Рафаэля.

Изображение

Мадонна ди Фолиньо. Картина была заказана папским историком и секретарем Сиджизмондо деи Конти для римской церкви Санта Мария Арачели в 1511 году в честь избавления от смерти, когда в его дом в Фолиньо упал метеорит. Документальных подтверждений падению метеорита в дом Сиджизмондо нет, но имеются версии об ударившей в него молнии и о попадании снаряда при осаде Фолиньо. До 1565 года картина находилась в алтаре церкви святой Марии в Риме, где был захоронен заказчик, а после перевезена в церковь святой Анны монастыря в Фолиньо. В 1797 году Мадонну ди Фолиньо вывезла в Париж наполеоновская армия, где она хранилась некоторое время. После падения Наполеона возвращена в Рим, где в 1958 году была произведена реставрация.
Картина была заказана папским историком и секретарем Сиджизмондо деи Конти для римской церкви Санта Мария Арачели в 1511 году в честь избавления от смерти, когда в его дом в Фолиньо упал метеорит. Документальных подтверждений падению метеорита в дом Сиджизмондо нет, но имеются версии об ударившей в него молнии и о попадании снаряда при осаде Фолиньо. До 1565 года картина находилась в алтаре церкви святой Марии в Риме, где был захоронен заказчик, а после перевезена в церковь святой Анны монастыря в Фолиньо. В 1797 году Мадонну ди Фолиньо вывезла в Париж наполеоновская армия, где она хранилась некоторое время. После падения Наполеона возвращена в Рим, где в 1958 году была произведена реставрация.


Изображение

Преображение. Это последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году. Написана по заказу кардинала Джулио Медичи, будущего папы Климента VII, для алтаря собора Cвятых Юста и Пастора в Нарбонне.
Катина по этому сюжету изначально была заказана Микеланджело, но тот отказался и заказ получил Рафаэль. Эти два художника соперничали
из-за Станц в Папском дворце и Сикстинской капеллы.
Кропотливое изучение выявило на ней более 16 незаконченных участков и так называемых пентименто — значительных изменений уже завершённых деталей. Экспертиза установила, что некоторые фрагменты были закончены его учениками.Картина была впервые выставлена через неделю после смерти художника.
В 1797 году, во время итальянской кампании Наполеона, картина была конфискована французскими войсками из Ватикана вместе с сотней других произведений искусства.
Работы Рафаэля оказались среди наиболее востребованных сокровищ, разыскиваемых агентами Наполеона. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение» — самой значительной его работой.
В ноябре 1798 года картина была выставлена в Большом салоне, а 4 июля 1801 года заняла центральное место в экспозиции из 20 картин Рафаэля в Большой Галерее Лувра, по которой в 1810 году прошла свадебная процессия Наполеона и Марии-Луизы Австрийской, запечатлённая живописцем Бенжаменом Зиксом.

Изображение

После падения Наполеона в 1815 году доверенные лица папы Пия VII Антонио Канова и Марино Марини в рамках выполнения Парижского мирного договора 1815 года добились возвращения в Италию 66 картин, включая «Преображение».
Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» признал «Преображение» Рафаэля «самой прекрасной и божественной» из его работ.

Изображение

Вера, Надежда, Милосердие.
Темпера по дереву.

Изображение

«Алтарь Одди» или «Коронование Девы Марии» — алтарная картина итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля. Это одна из ранних работ Рафаэля. Выполнена по заказу Магдалины Одди в 1502—1503 годах. Когда картина была готова, её разместили в церкви святого Франциска в Перудже. В этой работе еще заметно влияние учителя Рафаэля Перуджино.
В верхней части изображена сцена коронования Богоматери после Ее вознесения на небо. Христос возлагает на голову Марии корону, а вокруг музицируют ангелы и летают херувимы. Снизу апостолы смотрят на происходящее, стоя вокруг опустевшей гробницы, где покоилось тело Мадонны до ее воскресения, а теперь выросли белоснежные лилии, символизирующие ее непорочность, и розы - цветы Царицы Небесной.
Эту работу, так же , как и другие работы Рафаэля,вывезли во Францию и вернули в Рим после окончания наполеоновских войн. Когда полотно вернули после 1815 года, Пий VII (понтифик с 1800 по 1823) поместил его в новой галерее Ватикана . На пределле показаны три эпизода из детства Христа: Благовещение , Поклонение волхвов и Введение во храм

Изображение

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
TGSable
Сообщения: 3383
Зарегистрирован: 23 май 2016, 18:12

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение TGSable »

Я когда Рафаэля первый раз увидела - цвета картин поразили, крсаски, точнее... . Да и, вообще, волшебно!

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Совершенно согласна! Красота работ Рафаэля иногда просто невыносима! Но это впечатление от выставки, о которой чуть позже.
А сейчас вернемся в Ватикан. Конечно же, нельзя не упомянуть о знаменитых шпалерах по эскизам Рафаэля.
В 1515 году Папа Лев Х заказал эскизы гобеленов для капеллы, которая уже была украшена первым уровнем фресок Перуджино, Боттичелли и других художников, а также уже был расписан свод Микеланджело".
Гобелены, изготовление которых было закончено в 1521 году в мастерской в Бельгии, висели в капелле, а также использовались на разных торжества не только в Ватикане, но и в Квиринальском дворце, который до XIX века занимал Папа.
"Последние сведения о нахождении гобеленов в капелле восходят к концу XV века, но не сохранилось никаких точных документов о том, в каком порядке они были развешены", - сообщила в своем интервью директор музеев Ватикана Барбара Ятта. Хотя достоверно известно, что готовились они именно для главной папской капеллы. На это указывает их размер - 30 кв м.
Вес каждого гобелена 50-60 кг. Папа Лев X заплатил за это 16 000 золотых дукатов – целое состояние, превышающее в 5 раз оплату труда Микеланджело за роспись потолка Сикстинской капеллы. Шпалеры обходились так дорого, потому что их создание требовало очень долгого и кропотливого труда. Они ткались лучшими мастерами из шерсти и шелка, с использованием золотых и серебряных нитей.
Каждый изображает библейские эпизоды из жития апостолов Петра и Павла, такие как

"Передача ключей от рая Св.Петру""

Изображение

"Проповедование Павла в Афинах",

Изображение

"Исцеление хромого"

Изображение

"Чудесный улов"

Изображение

"Смерть Анании"

Изображение

"Мученичество Св. Себастьяна."

Изображение

"Освобождение Св. Павла из темницы"

Изображение

"Ослепление Елима" Надпись под троном: “Луций Сергий Павл, проконсул Азии, принимает христианскую веру благодаря проповеди Савла”

Изображение

Обращение Савла.

Изображение

Жертвоприношение Листры

Изображение

К сожалению , рассмотреть гобелены в зале Рафаэля сложно, так они за стеклом, да и условия хранения не позволяют поставить хорошее освещение.
Но были счастливчики, которым повезло увидеть их в натуральном виде и непосредственно в Сикстинской капелле! Увы! я не смогла приехать в Рим раньше, а это уникальное событие длилось всего неделю.

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Рафаэль сделал рисунки для этих гобеленов в их полную величину (так называемые картоны). Затем они были отосланы в Брюссель, в ткацкую мастерскую известного мастера Питера Ян Алеста (ван Элста), самой лучшей в то время.
Уцелело семь оригинальных картонов Рафаэля, и все они хранятся в коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне, куда поступили из Британского королевского собрания (картоны были куплены в 1623 году принцем Уэльским, будущим королем Карлом I).

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Вот эту красоту я в 2006 году видела в Лондоне!
При исполнении этой работы Рафаэль столкнулся с двойным вызовом своему самолюбию человека и художника.
С одной стороны, он знал, как важен этот проект для Льва Х и как он надеется на него.
С другой стороны, он чувствовал что вступает в конкуренцию с Микеланжело. росписи которого восхищали всех, кому доводилось попасть в капеллу.
Он справился с этой трудной задачей, и гобелены имели огромный успех, когда были показаны в Сикстинской капелле в 1519г.
К сожалению сам художник их, возможно, не увидел. так как умер в 1519 году.
Интересно, что вопреки обычной практике, картоны не были возвращены заказчику и по ним были сделаны повторные серии.
Такую серию “ватиканских” шпалер купил Генрих VIII в Англию (она затем оказалась в Германии и по одним источникам уничтожена во Второй мировой, а по слухам хранится в частном владении в Берлине).

Изображение

Другую приобрел Франциск I во Францию (пропала в XVIII веке).

Изображение

8 шпалер находятся в церкви Св. Павла в Сарагосе; серия из 9 шпалер, изготовленных в 1560, входит в коллекции испанского Национального Наследия.
"Эта работа была так чудесно выполнена, что диву даешься не только при виде ее, но и при одной мысли о том, как возможно было до мельчайших ниток расчесать волосы и бороды и передать всю мягкость человеческого тела при помощи тех же ниток. Поистине это - скорее чудо, чем дело рук человеческих. Ведь на этих коврах изображены и вода, и звери, и постройки с таким совершенством, что они кажутся не ткаными, а действительно написанными кистью. Произведение это стоило семьдесят тысяч скудо и до сих пор хранится в папской капелле» так писал про гобелены Дж.Вазари.

litmenu
Сообщения: 2419
Зарегистрирован: 08 сен 2016, 19:14
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение litmenu »

viktorina, как здорово Вы описываете Рафаэля в Ватикане! Узнала для себя много нового, полезного. Так радостно пройти вместе с Вами по залам Ватиканских музеев - как будто идешь с индивидуальным гидом, влюбленным в объект своего исследования.

Аватара пользователя
TGSable
Сообщения: 3383
Зарегистрирован: 23 май 2016, 18:12

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение TGSable »

viktorina, а может немного ещё о технологи производства шпалер? На что обратила внимание: картон и шпалера зеркальные... Почему?

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

TGSable! Я все время стараюсь себя придержать, что бы не перегружать рассказ подробностями, но, если это интересно, с удовольствием продолжу рассказ о шпалерах.

Аватара пользователя
Катя Мур
Сообщения: 13520
Зарегистрирован: 15 янв 2017, 11:36
Откуда: Московская область

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение Катя Мур »

viktorina писал(а): Рафаэль сделал рисунки для этих гобеленов в их полную величину (так называемые картоны)
Не совсем поняла, на чем были сделаны рисунки? На бумаге?

viktorina
Сообщения: 1540
Зарегистрирован: 24 июл 2017, 09:26
Откуда: Санкт-Петербург

Re: В поисках Рафаэля или Как все успеть 2. Берлин-Рим 1-5 марта 2020

Сообщение viktorina »

Я очень благодарна тем, кто проявляет столько интереса к моему рассказу! С большим удовольствием отвечаю сразу на все вопросы о шпалерах и картонах.
Работа Рафаэля над эскизами к шпалерами создали условия для нового этапа в развитии искусства шпалер как искусства «шерстяной фрески», со всеми особенностями, присущими монументальной живописи того времени.
Шпалерами называются стенные ковры с сюжетными или орнаментальными изображениями, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. и являющимися органической частью самой ткани, в отличие от вышивки, узоры которой наносятся на поверхность ткани иглой.
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».
Шпалеры выполняли из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити.
Работу над шпалерой осуществляли: художник, создававший эскиз, картоньер, отвечавший за увеличенную до размеров будущей шпалеры версию эскиза, и несколько мастеров-ткачей.
Статус картоньера и его роль менялись в зависимости от эпохи; в разное время он мог оказывать серьезное влияние на дизайн картона и вносить существенные изменения или механически копировать эскиз. Часто картоны в соответствии с особенностями технологий разрезались на отдельные части, каждую из которых ткал свой мастер ткач.

Изображение

Как уже говорилось, Рафаэль создал полноразмерные картоны. Уникальность работы Рафаэдя было еще и в том, что он, сохраняя плоскость шпалеры, тем не менее создает объемное изображение. Тем самым он старался показать, что шпалера может быть поставлена в один ряд с живописным произведением.
Если обычно при изготовлении шпалеры ткач мог самостоятельно поправить рисунок или цветовую гамму, то здесь важно было максимально точно воспроизвести рисунок Рафаэля.
И хотя цветовой ряд был очень ограничен, фландрские ткачи располагали скромной палитрой всего лишь из шести цветов, но, используя методы протравки и особый ткацкий приём — растяжку (штриховку), добивались поразительных живописных эффектов.
Подготовил картоны для ткачей известный фламандский картоньер Бернар ван Орлей.

Изображение

В 1514 году не менее знаменитый ткач Питер ван Алст уже приступил к работе над первой шпалерой.

Изображение

В 1530 — 1550 годах Питер Кук и Бернар ван Орлей являлись самыми влиятельными лицами в брюссельском ковроткачестве. В 1544 году открыл мастерскую в Брюсселе, изготовлявшую живописные полотна, гравюры и шпалеры.
Под влиянием итальянского искусства Кук ван Альст первым в Нидерландах применил ренессансный орнамент — итальянские гротески с мотивами герм и маскаронов — в книжной гравюре, а затем в картонах для шпалер
Благодаря ему у шпалер Рафаэля появляются тканые бордюры с декоративными мотивами-гротесками.

Изображение

Создание больших картонов (ширина некоторых более пяти метров) было непростой задачей. Рентгеновские исследования показали, что картоны Рафаэля склеены из множества листов плотной бумаги клейстером, состоявшим из муки и воды. Рафаэль с помощниками писал картоны темперой, смесью пигмента, воды и животного клея.
Со временем они были наклеены на холст, так бумага стала со временем очень хрупкой!
Что касается зеркального изображения на шпалерах, то, как известно, ткачи работали по изнанке... Картон устанавливается позади мастера, а перед ним, за нитями основы, – зеркало, в которое он глядит, рассматривая отраженный в нем картон. Таким образом, ткач создает зеркальное изображение к отражению в зеркале.
Эта двойная зеркальность позволяла изготавливать композиции, задуманные художником, без искажений.

Мир, как известно тесен.
В числе подмастерьев художника был Питер Брейгель Старший, женившийся на дочери Кука.

Изображение

Ответить