Чхау Сай Тевода
Этот храм находится через дорогу от Тхомманона. Построен в тот же период и тем же королём
Сурьяварманом II в середине XII века и посвящён Шиве и Вишну, а позднее Будде. Тевода является уменьшенным храмом-близнецом Тхомманона. Храм не только меньше по размерам, но ещё и пострадал больше: барельефы сохранились хуже, проще орнамент (на восстановленных частях даже не восстановлен рельефный рисунок), окружавшая храм стена почти полностью разрушена, своды гопур (надвратных башен в храмовой ограде) обрушены из-за использования деревянных балок.
При столь печальных обстоятельствах вряд ли ожидаешь увидеть что-то интересное, но именно этот небольшой храм располагает к себе камерностью и даже уютом...
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/909849/604980661.0/0_1994ba_91860312_orig)
Однако, у храма Тевода был свой собственный барай (водохранилище) от которого ничего почти не осталось, но сохранился длинный каменный мостик на трёх рядах колонн.
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/508505/604980661.0/0_199444_3d2324c2_orig)
Барельефы храма первоначально выполнены в индуистском стиле, а позднее (сразу после Сурьяварманом II в десятилетний период правления
Дхараниндравармана II) появились изображения Будды. Основы учения буддизма берут начало из индуизма, основное отличие заключено в возможности выйти из сансары путём познания и медитаций. А так как основные элементы космологии схожи, то некоторые индуистские храмы легко переделывались в буддийские и наоборот, в зависимости от модных трендов. Общими являются представления о четырёхгранной
горе Меру, ориентированной по сторонам света (в архитектуре храмов это башни – святилища), окружающий гору Великий океан (представлен рвом с водой, окружающий храм). Расположение миров так же имеет сходство: на самой вершине горы Меру мир божественного бытия, в основании горы мир полубогов и полудемонов, тут обитают
деваты,
апсары,
асуры,
ракшасы (представлены на барельефах), ещё ниже обитают люди, животные, растения и находятся разнообразне адские миры. Таким образом, все живые существа без исключения участвуют в сансаре, даже боги. Ничто не вечно не только под Луной, но и под горой Меру.
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/508505/604980661.0/0_199458_e3e56b3e_orig)
Висячая дамба шла в направлении реки, которая за несколько веков сменила русло.
Каменная терраса мостика украшена
нагами (змееподобными полубожествами), одинаково почитаемые индуистами и буддистами за мудрость и защиту. Изображены с веером змеиных голов.
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/752268/604980661.0/0_199478_843d4dfc_orig)
Обитают наги под основанием горы Меру, в воде, пещерах, под землёй, могут перевоплощаться в человека и вступать в беспорядочные любовные отношения (не представляю, как выглядят порядочные отношения со змеёй) с одинаковым усердием как с мужчинами, так и с женщинами. Время от времени ради благосостояния страны король Камбоджадеши должен был проводить ночи вместе с многоголовой женщиной-нагом (умно придумано, пошёл не просто развлечься с красоткой, а ради страны, ради народа, да ещё и к змеюге). Обычным жениху и невесте во время брачной церемонии немного подпиливали передние зубы, чтобы они не смогли превратиться в нагов. Кстати, в некоторых регионах до сих пор практикуют этот обряд.
Наги – это положительные добрые персонажи, как ими только не пользуются, то в качестве миксера для взбивания пены в мировом океане, чтобы получить напиток бессмертия (у них даже языки раздвоились из-за того, что слизывать пришлось с острых стеблей), то в качестве дивана для отдыха Вишну между творениями миров, то в качестве зонта от дождя для Будды во время медитации. В человеческом облике наги до сих пор живут среди людей, особенно любят принимать образ женщин.
Пройдя по мостику в сторону леса, можно прогуляться по манящей лингамами аллее...
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/508505/604980661.0/0_1994a7_c666202e_orig)