Едем дальше, нас ждет
Сулакский каньон!
Так как ГЭС — объект режимный, то и охрана соответствует, пассажиры выходят из а/м и предъявляют паспорта, машину же в это время досматривают. Фотографировать, понятное дело, нельзя.
Когда все формальности пройдены, начинаем движение, и, свернув за основное здание, мы попадаем в тоннель. Состояние дороги в тоннеле не очень, но местным джигитам это не мешает совершать обгон почти вслепую, подскакивая на рытвинах...
На выезде из тоннеля видим еще один пост, который проверяет количество покидающих территорию туристов и пресекает попытки туристов проехать на саму плотину.
В сильный дождь или зимой бывает, что мчс перекрывает дорогу (ну, по такой мокрой дороге я б и сама не захотела ехать!)
Сама же дорога крайне паршивая, пыльная и каменистая, ее протяженность около 13 км.
Вначале мне было немного страшновато - местами обрыв был совсем рядом, да и дорога выглядит однополосной, а движение-то двустороннее! - но вскоре я начинаю приставать с вопросом, а скоро ли остановка?..
И, конечно же, в числе первых бегу к смотровой!
Своими глазами убеждаюсь - нет, это не фотошоп!!! Вода и правда невозможного бирюзового цвета!
Как рассказала гид, четыре горных реки наполняют реку Сулак, они омывают такие горные породы, в которых очень высокое содержание медного купороса (сульфата меди), как раз медный купорос и придает такой цвет!
Но не все смотровые площадки, на которых мы останавливались, были оборудованными. Известны и случаи гибели туристов, сорвавшихся со скал - так что, при посещении Сулакского каньона надо быть предельно осторожным, учитывайте это.
Сулакский каньон — называют одним из самых глубоких каньонов в мире и самым глубочайшим в Европе, его глубина достигает до 1920 метров, а протяжённость - 53 километра. Это на 63 метра глубже Большого каньона в США и на 620 метров глубже Каньона реки Тара. По этому показателю он уступает только Котауси, расположенному на территории Перу в Андах. Хотя, единых критериев оценки абсолютной глубины каньонов нет — не всегда ясно, что является оправой каньона и включать ли в расчеты склоны расположенных рядом гор. Кстати, лишь благодаря восточной оконечности Гимринского хребта из пика Гагарина, Рогдомеэра, Серемеэра и позволяют называть глубину Сулакского каньона в 1920 метров
Сулакский каньон условно делится на три отдельных каньона, с чередующимися между ними расширениями: главный каньон имеет длину 18 км; Чиркейский и Миатлинский каньоны, расположенные друг за другом, отличаются немного меньшей длиной и шириной.
За многие столетия река Сулак вымыла в толщах песчаников и известняков этот каньон. В некоторых местах он расширяется до 3,5 километров, в других – сужается до такой степени, что внизу чуть виднеется узкая полоска реки, которая является одной из наиболее полноводных в регионе.
Наконец доезжаем до п.Зубутли, на краю которого и остается нас ждать микроавтобус, а мы пешочком спускаемся к пристани.
Дорога идет через айвовые сады, тут же растет грецкий орех, а сами орехи валяются под ногами.
Наверх туристов везут на открытых уазиках, один из которых тормознул рядом с нами - пара молодых парней любезно предложили нас подвезти. Ну что сказать - аттракцион! Музыка орет, солнце светит, уаз, кряхтя и порой опасно наклоняясь, лихо мчит к пристани
Даже не знаю, спуск или подъем меня больше впечатлили?