А еще нам очень хотелось сходить в парк. В середине 1990-х годов по инициативе Юрия Грымова здесь была установлена скульптура Муму. Место выбрано неслучайно: во-первых, Тургенев бывал в Онфлёре, где не раз встречался со своим французским коллегой — писателем Ги де Мопассаном. А во-вторых, считается, что памятник Муму с русалочьим хвостом был установлен именно на том месте, где доведённый до отчаяния Мопассан несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством. По словам Грымова: "Памятник "Муму" - это памятник жертвам любви, то есть всем нам. Это единственный в мире памятник любви и одиночеству ". Памятник открывала, целовала в нос сама Анни Жирардо.
Мы знали, что скульптуры в парке уже нет, но история эта меня заинтересовала. Прежде всего потому, что я мало что знала о биографии Мопассана, хотя в юности, как и многие, зачитывалась его новеллами.
Оказывается, жизнь его складывалась трагически, несмотря на талант, творческую плодовитость (умудрился написать 29 томов за 10 лет), всемирную славу и пришедшее материальное благополучие.
Анри Рене Альбер Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 года на северо-западе Франции, в Нормандии. Отец его, из обедневших дворян, служил биржевым маклером. Он слыл ловеласом и оставил семью, когда Ги было шесть лет. Мать, Лаура Ле Пуатвен, происходила из образованной буржуазной среды, личностью была незаурядной, но невротической. Считают, что своим талантом рассказчика Мопассан обязан именно ей, она же на протяжении всей жизни не раз подсказывала ему и сюжеты. К сожалению, вместе с талантом Мопассан унаследовал от нее и неустойчивую психику.
Критика упрекала Мопассана, что в его произведениях слишком много публичных домов и проституток. Он отвечал, что это «соответствующая реакция на предшествующий чрезмерный идеализм». Воспитанник Флобера, он сразу вошел в натуралистическое литературное направление, которое пришло на смену угасающему романтизму. К тому же это направление как нельзя лучше соответствовало и натуре писателя. Андре Моруа писал о Мопассане: «Он был нормандцем по линии матери, по месту рождения, по воспитанию… нормандцы считают себя реалистами и людьми недоверчивыми… Жизнь такова, как она есть, природа сурова и враждебна. И не следует быть простофилей. Мопассан, как и Флобер, станет пессимистом, мизантропом и насмешником. Страдание, на его взгляд, в жизни неотвратимо».
Через пять лет после выхода первого рассказа - "Пышка" Мопассан уже находился в зените славы, не только во Франции, но и в мире — он сразу же стал самым переводимым на другие языки писателем. Его наперебой залучали к себе самые модные салоны Парижа. Знатные дамы искали с ним знакомства, осыпали комплиментами, обсуждали рукописи и считывали гранки. Когда очередная соискательница дружбы (или любви) с модным писателем приглашала его в гости, он важно доставал записную книжку и, как министр, назначал день и час. Поэт Жан Лоррен бросил остроту, что через Мопассана «дамы Сен-Жерменского предместья (аристократический квартал Парижа) узнают о том, что рассказывают девицы с улицы Кольбер».
При таком дамском ажиотаже неизбежен вопрос: был ли он хорош собой? «Маленький и толстый, с красной физиономией, с налитыми кровью глазами, по существу уродливый, но очень умный. Он шепелявит, но манера его разговора столь обаятельна, что скоро забываешь о том, что он страдает дефектом речи. Он неухожен, плохо одет и носит отвратительные старые галстуки». Этот портрет набросала госпожа Леконт дю Нуи, соседка писателя в курортном местечке Этрета (где Мопассан приобрел дом), автор популярного в свое время романа «Дружба влюбленных». Биографы Мопассана пытались сконструировать из этой дружбы «любовь-страсть» в высоком стиле — должна же быть у Мопассана, как у каждого великого, своя Беатриче. Но Беатриче не получилось.
В предисловии к книге одного молодого писателя Мопассан разразился своей «программной речью» по вопросу любви: «Удивляюсь тому, как может для мужчины любовь быть чем-то большим, нежели простое развлечение, которое легко разнообразить, как мы разнообразим хороший стол… Верность, постоянство — что за бредни! Меня никто не разубедит в том, что две женщины лучше одной, три лучше двух, а десять лучше трех…» Таких эпатирующих речей он произносил множество. Но если даже как человек он любил эпатаж и доверия этим признаниям нет, то как большой художник он не мог соврать. И о том, что он был искренен, свидетельствует его творчество.
С тридцати пяти лет Мопассана терзали частые мигрени и невралгические боли, он вынужден был бросить спорт, стал слепнуть. В 1890 году начала развиваться «мания величия» (в клиническом смысле). А через пару лет, 7 января 1892 года — после попытки перерезать себе горло — в смирительной рубашке он был доставлен в психиатрическую клинику доктора Бланша. Увы, сказались и плохая наследственность (за несколько лет до этого в скорбном доме закончил жизнь его брат), и природная сверхчувствительность, которую он нещадно эксплуатировал как писатель. Живи он умереннее… Впрочем, тогда бы мы о нем и не узнали.
«Что это такое: счастье или несчастье? — писал Мопассан. — Не знаю, знаю только, что если нервная система не будет чувствительна до боли или до экстаза, оно ничего не сможет нам дать, кроме умеренных эмоциональных возбуждений и бесцветных впечатлений».
6 июля 1893 года Ги де Мопассан скончался в клинике, не вернувшись в сознание.
Вот такой был трогательный памятник
Но в 2011 году маленькая Муму была украдена, и через два года на ее месте появилась бронзовая скульптура чеховской собачки Каштанки, созданная скульптором Александром Таратыновым. Новая скульптура, по словам мэра города Мишеля Ламарра, позволит детям лучше узнать персонажей великой русской литературы и укрепит давние связи Онфлёра с Россией.
Сам парк мне очень понравился, я вообще очень люблю парки и стараюсь заходить в них в любом городе.
![Изображение](https://pp.userapi.com/c845324/v845324551/ca82d/xrR1ppCsimo.jpg)