Круизные лайнеры в типичном недельном круизе имеют на борту тысячи тонн пресной воды. Системы загрузки, производства, хранения и распределения питьевой воды обширны и постоянно подлежат инспекции и проверкам.
Обычно используются от 200 до 300 литров пресной воды на человека в день. Для судов среднего размера это составляет около 750 тонн каждый день - на больших судах это может достигать 1500 тонн. В круизах где много дней в море, когда вода может быть легко добыта, всё просто а на других где порт за портом производство ограниченно.
Вопреки мифам, которые продолжают плавать вокруг, любая вода, с которой вы столкнетесь на борту из крана, будет полностью пригодна для питья. Это включает в себя ванные комнаты, душевые, туалеты - все они обработаны и протестированы в соответствии со стандартами общественного здравоохранения США (USPH), WHO и ЕС. Но конечно это не значит, что вы должны пить из туалета или душа.
Пресная вода на борту - это не только то, что мы пьем или бежит в душе - она также используется прачечными, камбузами и другими техническими отделами. Ну и конечно для поддержания корабля в чистоте. Вы однозначно видели, как команда на открытых палубах вычищали и мыли поверхности, следя за тем, чтобы всё опять блестело. Тут тоже применяется пресная а не моркая вода.
Вода так-же используется для многих различных паровых систем на борту. Котлы, работающие на топливе или тепле от двигателей, вырабатывают пар из морской воды. Этот пар обеспечивает тепло для обогрева используемого топлива, а также подается в камбузы и прачечные.
Для производства пресной воды на борту. Используется тепло от двигателей, которые в противном случае уходило бы в отходы. Процесс несложный и по большому счёту это кипятение воды в испарителях, а затем конденсирование пара. Это удаляет соль и другие примеси, в результате чего получается супер чистая дистиллированная вода. Вода проходит процесс минерализации и химического дозирования, поэтому после ее можно пить безопасно - так как всем известно что чистая дистиллированная вода не полезна для организма, она конечно обрабатывается до соответствия с нормами.
Другой процесс, который используется на борту - это обратный осмос. При этом используются насосы для нагнетания морской воды через серию очень тонких фильтров - настолько тонких, что соль удаляется. Но этот процесс оставляет много других минералов на месте, и эту воду на самом деле приятнее пить. Но конечно и эта вода на борту прошедшая сквозь эти установки будет тоже обработанна химическими веществами по мере необходимости. Преимущество воды из остановок обратного осмоза, это требование меньшего количества обработки, чем это часто бывает в испарительной воде.
Если лайнер работает на своих производственных мощностях 24/7, то поизводство пресной воды на борту может легко превышать обьёмы используемой воды и никогда не будет нехватки. Но как всегда не без проблем, и она состоит в том, что если лайнер проводит большую часть дней в порту - мелкая вода может привести к загрязнению фильтров песком, илом и организмами. Кроме того, только когда корабль движется, двигатели достаточно горячие, чтобы испарители работали с высокой эффективностью.
Далее круизные лайнеры должны быть очень осторожны не только в производстве воды, но и в ее хранении и распределении.На борту есть огромные резервуары, предназначенные для пресной воды, и любая система, подключенная к ним, тщательно проверяется и эксплуатируется, так чтобы они оставались санитарными. Даже краска, используемая внутри резервуаров, тщательно выбрана, чтобы предотвратить загрязнение.
Длительность хранения воды в резервуарах ограничена и контролируется, поэтому сначала потребляется самая старая вода, а состояние воды в оставшихся резервуарах контролируется до момента ее использования.
Система подачи воды, как горячая, так и холодная, непрерывно циркулирует по всему кораблю. Это гарантирует, что каждый дюйм трубы заполнен свежей, чистой водой. Так нет возможности для воды стоять и портится. Чтобы убедиться, что даже самые дальние участки судна получают качественную воду, в различных точках постоянно берутся пробы хлора и рН воды.
Вот типичная схема(с обратным осмозом) обработки воды на борту.
А это принцип испарителей которые были показанны мной в первом сообщении.(Тут конечно на каждом лайнере свои нюансы, могут быть различные обьёмы и число установок но в обем принцип понятен).
Сведения не с теоретических лекций а из различных первоисточников в том числе с STX France и Mayer Werft Papenburg которые постpоили немало лайнеров за последние пару десятилетий. В обеих я был лично два года назад когда закупал санузлы от их поставщиков, только фото не мои так как в верфях запрещенна фотосьёмка внутренних узлов лайнера.