После музея Параджанова путь мой лежит к главной площади Еревана - площади Республики.
В прошлой жизни она была, конечно же, площадью Ленина, а в губернской Эривани представляла собой безымянный пустырь, служивший то рынком, то плацем. На карте площадь имеет необычную форму карточной пики - овал автомобильного кольца, из которого в три стороны расходятся улицы.
Облик современного Еревана неразрывно сейчас связан с именем архитектора-академика Александра Таманяна. Именно он, в 1920-30-е гг. заложил планировочную структуру центра города и спроектировал основные его доминанты.
Собственно, открыточный Ереван - это конечно Ереван Таманяна, если и не всегда по форме, то уж конечно обязательно по духу.
Таманян воскресил национальные традиции в архитектуре и сделал это настолько успешно, что все последующие поколения армянских зодчих, в том числе и современные, так или иначе работают с оглядкой на его наследие.
Свои идеи Таманян сформулировал в генеральном плане развития Еревана, утверждённом в 1924 году. По нему предполагалось сориентировать основные городские магистрали по оси "север-юг", благодаря чему сейчас перспектива многих ереванских улиц раскрывается на Арарат (в хорошую погоду конечно), с опоясыванием центрального ядра города бульварным кольцом.
Главными общественными и административными центрами города должны были стать две площади: Театральная со зданием Оперного театра и Ленина с комплексом правительственных учреждений, связанные между собой Северным проспектом.
Интересным обстоятельством стало то, что застройка этих площадей и проспекта растянулась на 80 лет и продолжается в настоящий момент.