Цепной мост.
Цепной мост Сечени (Széchenyi lánchíd), построенный в 1849 году, соединяет две исторических части Будапешта — Буду и Пешт. Этот мост стал первым постоянным мостом через Дунай не только в Будапеште, но и на всём венгерском отрезке реки.
Мост назван в честь известного венгерского деятеля XIX века, мецената и политика графа Иштвана Сечени, вложившего немало средств и сил в его сооружение.
Городская легенда гласит, что якобы в декабре 1820 года гусарский капитан Иштван Сечени получил известие о смерти отца. Намереваясь успеть в Австрию на похороны, он срочно отправился в дорогу, которая проходила через Пешт. Но на Дунае из-за оттепели началось таяние льда, и переправа стала далеко не безопасным мероприятием. Прождав подходящих условий для переправы с 29 декабря до 5 января и опоздав на похороны отца, граф Сечени поклялся построить мост. Никаких документальных подтверждений этого факта не существует, однако именно граф Сечени стал главным идейным вдохновителем и организатором строительства моста, создав в 1832 году Общество по строительству моста (Hídegylet).
Для того, чтобы расширить свои знания в области строительства мостов, граф Сечени вместе со своим другом графом Дьёрдем Андраши даже в Англию ездил, где познакомился с работами самых знаменитых проектировщиков и строителей мостов того времени. А на закладку свай со стороны Буды приезжал эрцгерцог Иосиф, наместник венгерского короля.
Чугунные литые украшения моста и цепные тросы были заказаны и изготовлены в Англии. Установка цепных тросов, поддерживающих мост, была одним из завершающих этапов работы. К сожалению, тут не обошлось без несчастного случая. Одиннадцать отрезков тросов установили без проблем, а последний из них рухнул в Дунай на понтон, с которого специалисты, в том числе и граф Сечени, наблюдали за работой. Все они упали в воду, одного из рабочих задело тяжёлой цепью, и он погиб.
Торжественная церемония открытия моста, который на то время был одним из крупнейших в Европе, состоялась 20 ноября 1849 года. К сожалению, инициатор постройки граф Иштван Сечени на ней не присутствовал: последние годы жизни он находился в венской клинике, где в 1860 году покончил с собой.
Имя своего создателя Цепной мост получил накануне празднования 50-летней годовщины со дня начала строительства.
Первоначально проход по мосту был платным. Плата за использование моста составляла: для пешеходов 1 крайцар (1/100 форинта), для пешеходов с грузом 2 крайцара, для сопровождавших животных пастухов 3 крайцара, для возниц 5 крайцаров, для возниц, перевозящих большие грузы 10 крайцаров.
В 1852 г на мосту были установлены львы, работы скульптора Яноша Маршалко.
Со львами связано много забавных легенд.
Самая известная из них гласит, что во время торжественного открытия скульптур один мальчик из толпы горожан, ученик сапожника, громким выкриком обратил внимание горожан на отсутствие в львиных пастях языков. Согласно легенде, скульптор Янош Маршалко не смог вынести такого прилюдного позора и, пристыженный публикой, бултыхнулся с моста в Дунай, успев крикнуть мальчику, упрекнувшему его: «Пусть у твоей жены будет такой же язык, как у моих львов!».
По другой версии этой легенды скульптор был чрезвычайно доволен своим произведением, и утверждал, что его львысовершенство. Если хоть кто-то укажет ему на недостаток, то он прыгнет с моста в воду. Естественно, недостаток тут же нашили. Языков то у львов действительно не видно. Правда дальше легенда обрывается, и не понятно прыгнул такискульптор в воду или нет.
В реальности скульптор вовсе не падал в реку, и уж тем более не собирался накладывать на себя свои умелые руки. Более того, на протяжении долгих лет с улыбкой выслушивал все претензии по поводу созданных им каменных животных и всегда отвечал примерно так: "Поймите, львы - это не собаки, которые в жару тут же вываливают свои языки".
Так что языки у львов есть, просто снизу их не видно, а сам Маршалко спокойно дожил до старости.
Есть еще одна забавная легенда! Если между львами пройдёт или проедет мужчина, ни разу (даже мысленно!) не изменявший своей женщине, львы громко зарычат. Как вы понимаете, пока львы молчат, и вряд ли зарычат когда-нибудь вообще!
В конце Второй мировой войны отступающие немецкие войска взорвали Цепной Мост, как и другие мосты через Дунай. Цепной мост был разрушен почти полностью, неповрежденными остались только его опорные столбы.
Восстановление моста начали в 1947, а полностью строительные работы были завершены 20 ноября 1949 года, ровно сто лет спустя после первого открытия моста.
Цепной мост как и многое в городе мост выглядит слегка запушенным, увы. Это очень странно, ведь Цепной мост визитная карточка Будапешта. Но на мосту граффити, грязново-то и даже на знаменитых львах растут какие-то кустики. На фото хорошо это видно.
Фото из инета