Изначально попадаем в вестибюль с относительно низким потолком: это - первый этаж пристройки 1588 года, и над нами есть еще второй этаж - монашеские хоры. Потолок в вестибюле расписан в 1744 году местным живописцем Оливио Соцци сценами из жизни святого Бенедикта. Сейчас эти фрески неплохо обновили да и подсветили заодно, так что их хотя бы рассмотреть можно. Пару лет назад, до последней реставрации, здесь было очень мрачно и практически ничего не видно.
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/768139/110829163.2b/0_17f39c_740c3a42_XL.jpg)
Правда в этом году такой яркостью эта фреска не отличалась, тем приятнее было ее видеть на снимках уважаемого автора.
А здесь по словам автора, очевидная кульминация, в которой нашлось место и Святому Духу, и Богородице, и Святым Дарам и сонму ангелов.
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/9837/110829163.2b/0_17f39b_7856fb1d_XL.jpg)
У меня тогда с собой был только очень краткий путеводитель по Сицилии и закаченная в планшет книга Павла Муратова "Образы Италии". Не буду приводить впечатления последнего, так как он довольно строго порицает убранство церкви Марторана из-за невозможного по его мнению смешения стилей. А мне просто показалось, что в этом месте темновато и я мало что смогла тогда рассмотреть. Но это мы все еще на месте дворика Х11 века, где в 16 веке появилась пристройка.
Затем мы попадаем во второе пространство церкви, поднявшись на несколько ступенек.
Такая разноуровневость не случайна: в этом месте мы переходим из бывшего дворика в бывший же нартекс. Справа и слева у нас будет по одной маленькой капелле, но их фрескам и плафонам традиционно не достается никакого внимания посетителей. Потому что здесь мы впервые в Марторане видим мозаики XII века. Их нынешнее нахождение (в бывшем нартексе) справедливо вызывает подозрение о том, что это не их историческое место. Их, видимо, перемещали в момент разрушения нартекса и двора, а, следовательно, эти две мозаики могли быть и заново переложены. Но это их нисколечко не умаляет.
И здесь я в первый раз будто провалилась в далекий Х11 век - сразу поняла, взглянув на мозаику слева, что это основатель храма, адмирал Георгий Антиохийский у ног Богородицы.
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/483372/110829163.2b/0_17f39e_1a347745_XL.jpg)
Вспомнилось как читала о том, что это подлинное изображение лица Георгия Антиохийского, но конечно его тело, действительно напоминающее панцырь черепахи, как пишет автор, не соответствовало действительности. Но какой лик Богородицы и в целом фреска, которой уже целых 9 веков!
А вот что об этом сообщает Википедия.
Правая рука Богородицы обращена к лежащему ниц Георгию, жестом приглашая его подняться, а левая рука держит хартию. В правом верхнем углу мозаики Христос принимает молитву своей Матери и благословляет Георгия по её молитвам. Иконография мозаики безупречно византийская. Примечательна же мозаика тем, что на ней сохранилось подлинное лицо Георгия Антиохийского; ярко выраженные портретные — не символические — черты не оставляют в этом сомнений. Неудачная реставрация XVII века исказила фигуру лежащего Георгия.
Из описания в путеводителе знала, что на мозаике справа король Сицилии Рожер II (Рогериос Рекс) принимает корону из рук Самого Христа:
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/372697/110829163.2b/0_17f39d_10fb839c_XL.jpg)
Справка.
Самым же известным изображением Мартораны является мозаика в южной части бывшего притвора, на которой Христос коронует Рожера II. Король изображён в византийских одеждах, в том числе в длинной далматике. Его корона украшена подвесками с драгоценными камнями, также по константинопольскому образцу. Склонённая чуть влево голова и простёртые ко Христу руки — также типично византийские иконографические черты. Лицо Рожера II наделено портретными чертами, не оставляющими сомнений в том, что изображение выполнено с натуры. Если не считать мелких и условных изображений на печатях и монетах, мозаика Мартораны — единственный подлинный портрет Рожера II. Христос правой рукой возлагает корону на голову Рожера, а в левой держит свёрнутый свиток (символ Божественного закона).
Мозаика Мартораны имеет глубокий внутренний смысл для понимания характера Рожера II и его взглядов. Рожер II, католик по рождению и воспитанию, в течение всего своего царствования находившийся в конфронтации с Константинополем, благожелательно относился к своим греческим подданным, покровительствовал греческим церквям и монастырям. Для своих греческих подданных Рожер II должен был являться законным преемником византийских императоров.
Поэтому на мозаике Рожер облачён в императорские византийские одежды и получает корону непосредственно из рук Христа. Такое понимание Рожером II своей власти вступает в противоречие с традиционным для средневековья западным взглядом на королей как вассалов Римской церкви... Далматика, в которую облачён Рожер, намекает также на наследственные легатские полномочия, которыми пользовались сицилийские монархи, начиная с Рожера I.
Впервые я воочию убедилась, что после этих двух мозаик как-то не так интересно тотчас рассматривать детали в стиле барокко - хочется сразу перейти к продолжению мозаик Х11 века. Кажется я так и сделала, по крайней мере просматривая по очередности другие помещения на фото, многие фрески просто не узнала.
Зато четко запомнила разделение со следующим помещением: "Патриколо, чтобы еще ярче подчеркнуть контраст между барочным "новоделом" и византийской историей, удалил в этом месте штукатурку со стен, и мы можем лицезреть остатки стены, когда-то отделявшей церковь XII века от ее же нартекса".
![Изображение](https://img-fotki.yandex.ru/get/3704/110829163.2b/0_17f39a_cc1c8c99_XL.jpg)
А за ними... такое, от чего у меня похолодело внутри и обойдя это помещение 2 раза подряд, я нашла кую-то скамью и не могла какое-то время оторваться от этих мозаик.
Снаружи барабанил дождик, народу в храме становилось все меньше, а я сидела и смотрела, вспоминая мозаики в Ай-Софии в Константинополе. Для меня, не профессионала, именно мозаики Мартораны проникли в душу и стали самыми запоминающимися после Константинопольских.