Ну а мы после 21 часа отправились в путь. В первую очередь попрощались с новым зданием Морвокзала в Уткиной заводи.
Проплываем Вантовый мост.
Несмотря на июнь, белые ночи и то обстоятельство, что судно идет довольно медленно вверх по Неве - а значит против течения, на палубе было заметно холодно и моя спутница вскоре ушла в каюту.
А тем временем началась экскурсионная программа - приятный женский голос вещал по громкому радио о красотах Невских берегов. Проплыли спальные районы и приблизились к историческому месту - Ижоре, где когда-то состоялась битва под предводительством самого Александра Невского. Сейчас там музейный комплекс. Но Нева в этом месте довольно широкая, деталей особенно не рассмотреть, но прекрасная белая церковь очень украшает этот мыс. Посмотреть же сам комплекс удобно в сухопутной поездке - туда есть экскурсии из Санкт-Петербурга и ехать совсем недолго.
Несмотря на белые ночи после 23 часов появилась дымка, стало пасмурно. Вещание по радио закончилось, на палубах остались единицы из пассажирского состава. Очень жаль, что наше судно вышло так поздно из порта - невские берега интересно рассматривать в ясную солнечную погоду. Река делает повороты, а в районе города Отрадного она принимает образ большого озера.
Так называемые Ивановские пороги, известные еще со времен Петра 1 своей коварностью для судоходства, были еще в те времена укрощены известным Минихом, но и в последующие годы порой доставляли суднам определенные сложности.
Я некоторое время назад жила в этом городе Отрадное и помню, как однажды на этих порогах застрял танкер с мазутом - была даже угроза загрязнения Невы, а значит весь Санкт-Петербург мог оказаться без питьевой воды. Но Бог миловал, ноябрьская вода холоднющая и угроза загрязнения миновала.
Во времена Екатерины как раз в этом месте был построен архитектором Иваном Старовым по ее повелению прекрасный дворец Пелла, а почти напротив - через Неву был дворец князя Потемкина. Виды на реку там до сих пор изумительные - она будто превращается в озеро, так как в этом месте делает поворот и разливается очень широко. А как красивы суда, когда они медленно идут друг за другом по Неве.
Но сам дворец Пелла постигла печальная участь - после смерти Екатерины 11 ее сын Павел 1 приказал разрушить его, а материалы были использованы для строительства Михайловского замка в Петербурге. Имение Потемкина разрушили время и люди, и теперь берега Невы в этом месте тоже, конечно, не безлюдные, но они далеко не так красивы, как в те времена.
Я же ждала другой Пеллы - так теперь называется судостроительный завод, расположенный ровно в том месте, где когда-то возвышался дворец - на мысе Святка при впадении реки Тосна в Неву. Но было уже около 24 часов, стало почти совсем темно, несмотря на то, что это была самая короткая ночь в году, а шли мы на приличном расстоянии от берега и самое главное берега были почти совсем не освещены.
И уже когда я, замерзнув, решила уходить в каюту, из-за поворота показалась ярко иллюминированная конструкция типа ангара. Место это я не узнала, но именно там, на здании ангара горела надпись Пелла, а в прилегающем заливчике покачивались на волнах катера и даже яхты, тоже очень хорошо подсвеченные. Зрелище было довольное эффектное.
Но куда же делся сам город Отрадное, который располагается на высоком берегу, да и завод Пелла должен выглядеть несколько по иному. Он занимает бывшую почтовую станцию Пелла и находится чуть в глубине от берега реки - между ними проходит шоссейная дорога на Шлиссельбург. Вобщем, то ли сам он плохо подсвечен, то ли мы все-таки далековато шли от берега, но его разглядеть мне так и не удалось.
А какое красивое само здание бывшей Почтовой станции 18 века - в виде колоссальной полуротонды, оно полукольцом охватывает двор и многие даже его принимали потом за дворец Пелла. Но в советское время его занял судостроительный завод, который вначале 1990-х годов историческое здание приватизировал и оно оказалось за высоким забором.
![Раздражён :x](./images/smilies/kolobok_mad.gif)
Сейчас он хотя бы эффектно превращен в красивую ограду и может быть белым днем виден и с воды, но белой пасмурной ночью мне всего этого увидеть не довелось.
![Жалко :cry:](./images/smilies/kolobok_cry.gif)
А вот из окна автобуса №440, если ехать от метро Рыбацкое в Шлиссельбург, его можно рассмотреть очень хорошо.
Сам город Отрадное и вовсе оказался неузнаваем в эти полуночные часы - еле-еле подсвеченный, он вообще еле был различим. А когда я 15 лет назад плавала на Валаам и мы проходили эти места в солнечное время, то высокий берег в Отрадном и дальше в Кировске выглядели очень интересно. Особенно приятно было сопоставить эти виды с тем, как сама река с идущими по ней судами выглядит с невских берегов в этих городах.
Мне безусловно, хотелось посмотреть и Шлиссельбургскую крепость с воды, но сил оставаться на палубе уже не было. А днем это прекрасное зрелище - Нева в этом месте вытекает из Ладожского озера, остров со всех сторон окружен водой и на нем стоит великолепная крепость...
Я там тоже бывала неоднократно, но приезжая сухопутно из Петербурга, а потом еще надо и на остров переправиться. В советские времена по Неве ходил кораблик до крепости и попутно останавливался во всех населенных пунктах на берегу Невы, но давно уже нет и остатков пристаней в этих местах.
Позже мне рассказали, что Шлиссельбург мы проплывали после 2 часов ночи и остров с крепостью тонули в темноте - они совершенно не были подсвечены.
![Грустно :(](./images/smilies/kolobok_sad.gif)
Так что если будет возможность, то лучше выбирать туры в этом направлении так, чтобы до входа в озеро Ладога было 5-6 часов дневного времени, тогда все описанное вы сможете увидеть во всей красе.
Моя спутница в каюте уже сладко спала, так что я тихонько устроилась на своем месте и отправилась в объятия Морфея. На корабле было уже тихо. Надо сказать, что конечно, были на нем развлечения вечерние на разные вкусы: дискотека для молодежи, какие-то конкурсы для детей, и, как я его стала называть, пиано-бар в носовой части. О последнем я потом коротко расскажу, а в первых двух ни разу не удосужилась побывать.
![Подмигивает ;)](./images/smilies/kolobok_wink.gif)